Жизнь человека складывается не только из лет, месяцев и дней, которые он прожил, но и из дел, которые он сделал.
Когда он выбрал свой жизненный путь? На этот вопрос Валерий отвечает неопределенно: «Наверное, в школе. Точнее - в конце десятого». Почему поступил в МАИ? Почему избрал самолетостроительный факультет, а не другой?
Еще в детстве, забравшись на дерево, он воображал, что ведет самолет. Внизу - зелено-золотистые пятна лугов. Вверху - бездонное голубое небо. Скольких мальчишек манило оно. И его тоже. Но сел он не за штурвал самолета…
- Шел пятьдесят второй год…- вспоминает Валерий. -Тогда казалось, что авиация - венец достижений науки и техники. Небом все более властно овладевали реактивные самолеты. Хотелось приблизиться к размашистому ходу времени, соприкоснуться с техникой века…
Родился он во Владимирской области, в Вязниках, на берегу Клязьмы. Неподалеку от знаменитой Мстеры, которая и по сей день славится умельцами, расписывающими удивительными узорами панно, шкатулки, вазы.
Отец его работал механиком в Клязьминском пароходстве. Случалось, что и Валерия он брал с собой в плавание - «посмотреть свет». Размашисто хлопали по воде колеса, тарахтел движок, и неслись над гладью реки пронзительные гудки…
Возможно, профессия отца и зародила в мальчишке тягу к технике, к разного рода хитрым устройствам, механическим приспособлениям и вообще к миру «гаек, болтов и винтиков». А быть может, это пришло и само. Сейчас трудно разложить все по полочкам: что было раньше, а что - потом.
Десять классов он закончил с серебряной медалью. Она давала право поступать в вуз вне конкурса: вместо экзаменов надо было пройти собеседование. Что сложнее? Сказать трудно. Но так или иначе, а его приняли. Лекции, экзамены, курсовые проекты, работы в студенческом научном обществе, спортивные соревнования… И все это в беге времени, в стремлении приблизить день, когда начнется самостоятельная работа.
Математика (так говорит он сам) всегда была для него миром волшебства. В ее формулах он видел не нагромождение цифр и знаков, а поэзию творчества. Решать и находить ответ в, казалось бы, неразрешимой задаче - его страсть. За теорией он умел чувствовать практику дня, и даже не всегда сегодняшнего, а того, что еще впереди.
Успех не приходил сам по себе. Он рождался в труде. Труд… В его семье это слово было священным. Еще в детстве он слышал добрые слова чужих людей об отце и матери: «Кубасовы - люди труда, совестливые, работящие. У Николая Ивановича руки золотые, таких мастеровых поискать надо». С детства и начало прорастать у Валерия то первое чувство к труду, которое стало потом крепкой основой всей жизни.
Дипломную работу делал с упоением. Хотелось придумать что-то такое, что говорило бы о величии времени, соответствовало тому, что происходило в науке и технике. Вот и применил в своей работе новейшие прогрессивные процессы в авиационной технике. Ему удалось использовать метод химического фрезерования для изготовления корпуса летательного аппарата. Внимание специалистов привлекли спроектированные студентом оригинальные обтекатели и крыло. В отзыве о его дипломе значилось: «Дипломник справился с решением сложнейших вопросов, проявив при этом полную самостоятельность».
Ему повезло, его направили в конструкторское бюро, которым руководил академик С. П. Королев. Здесь решались интереснейшие и сложнейшие проблемы века. Здесь- то и проявились в полной мере его глубокие знания, способности и профессиональная страсть.
Наука любит упорных, одержимых людей. Формула за формулой, шаг за шагом. Все ближе цель, ближе победа. Необъятно широк мир: от абстрактных уравнений небесной механики до реальных полетов межпланетных станций. Говорят, чтобы стать настоящим ученым, нужно иметь призвание к научно-исследовательской работе, уметь обобщать фактический материал, анализировать его, делать выводы, заключения. Короче, нужно гореть в науке.
Валерий Николаевич Кубасов - кандидат технических наук. У него есть свои научные труды. Ему принадлежит ряд разработок в области расчетов движения летательных аппаратов.
Потом были тренировки в Звездном, старт «Союза-6», работа в космосе, первые эксперименты по сварке и резке металла в невесомости, новые знания и опыт, ощущение сделанного и радость предстоящих дел.
Этим предстоящим делом стала программа ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон - Союз»), в которой он участвовал вместе с Алексеем Леоновым. 17 июля 1975 г. над планетой людей встретились два корабля, стартовавшие с разных космодромов. Потом была стыковка и переход космонавтов из корабля в корабль, были испытания техники и научные эксперименты.
«Удивительно простые, общительные и скромные люди. И очень ответственные. Они мне очень нравятся. На этих ребят можно положиться». Так сказал об экипаже «Союза-19» Томас Стаффорд, командир корабля «Аполлон».
Источник