"Мальчики не плачут" или что делает мальчика настоящим мужчиной

Apr 17, 2014 23:08

Оригинал взят у mama2mamam в "Мальчики не плачут" или что делает мальчика настоящим мужчиной
Так часто вокруг можно услышать "Ты же мальчик, что ты плачешь!". Мамы говорят это сыну в поликлинике, когда ему больно после укола, на детской площадке, когда у ребенка отобрали игрушку или он бежал, упал и ударился, да везде. Мальчику вроде как нельзя плакать ни в какой ситуации. А почему и действительно ли так и только так получаются настоящие мужчины? Мы решили обсудить эту тему с психологом, практикующим психотерапевтом, мамой сына, Екатериной Игнатовой.



Евгения Ганиева, «Мама мамам»: Насколько ты часто слышишь фразу «мальчики не плачут» от своих клиентов?
Екатерина Игнатова: Я пытаюсь вспомнить, как часто ко мне приходят мужчины-клиенты, которым этого не говорили, и понимаю, что очень редко. Чаще ко мне приходят мужчины, которым говорили, что плакать нельзя, и они честно не плачут, пока не начинает что-нибудь болеть или пока они не впадают в тотальную апатию или депрессию.
Евгения: Откуда вообще это берется - «мальчики не плачут»? Это очень распространено в нашем обществе.
Екатерина: Я не уверена, что это распространено только в нашем обществе. Это такой стереотип: чтобы воспитать мужчину, надо чтобы он не плакал, потому что мужчина должен быть сильным. Но воспитание ребенка - дело куда более сложное. Если ты говоришь: «Делай это или не делай это», - это не значит, что ты получаешь от своего ребенка именно то, о чем ты говорил. Родители часто понятия не имеют, к каким последствиям приведут те фразы, которые они произносят.
Евгения: Но ведь те мужчины, которые к тебе приходят и говорят «мальчики не плачут», они ведь действительно не плачут?
Екатерина: Они не плачут. Но очень часто они не только не плачут, но и в принципе не выражают никаких эмоций, не позволяют себе быть слабыми ни при каких обстоятельствах. Особенность детского восприятия заключается в том, что дети ко многим словам, которые произносят родители, добавляют слово «никогда» или «всегда», то есть получается «Мальчики никогда не плачут», «Мальчики никогда не могут быть слабыми». Согласись, невозможно всегда быть сильным, невозможно ни разу не проиграть, ни разу не обидеться, ни разу не расстроиться, ни разу не сожалеть о потере. И когда такие мальчики и мужчины сталкиваются со своей слабостью, они ощущают себя неполноценными, неправильными и не достойными любви. К одному стрессу внешнему добавляется еще один, выданный внутренним неодобрением.
Евгения: То есть мама не учит ребенка справляться со слабостью, а таким образом ставит запрет на слабость вообще? Когда эта слабость, так или иначе, в жизни мальчика или мужчины проявляется, он теряется?
Екатерина: Он теряется, он сжимается, даже на уровне тела это очень видно. Он напрягает мышцы, чтобы показать, что он все-таки сильный, он это делает, даже не осознавая того. Таким образом, возникают мышечные зажимы. Очень многие проблемы с позвоночником и боль в спине, на самом деле, вызваны этой невозможностью быть слабым и выражать свои чувства. Человек вообще часто считает, что любые чувства - это проявление слабости, потому что когда он чувствует, он уязвим. А все равно эти чувства, эмоции остаются в теле. И при тотальном запрете на выражения чувств, на проявление слабости, начинаются проблемы с сердцем, что бывает достаточно часто, и все думают, что это у мужчины так работы много, а на самом деле он просто не может позволить себе расслабиться, поделиться чувствами.
Евгения: Это все формируется в детстве? Мамой?
Екатерина: Это формируется обоими родителями. Если мы говорим о мальчике, то он, конечно, модели поведения списывает с папы. Мальчик смотрит на папу, как он себя ведет и подражает ему. Ну и, конечно, он всегда слушает то, что говорит мама. И если мама говорит, что мальчики не плачут и надо быть сильным, он, конечно, берет «под козырек». Бывают и другие ситуации, когда, например, мальчик растет в неполной семье, когда его воспитывает мама или мама и бабушка, что нынче встречается сплошь и рядом. Тогда он зачастую неосознанно берет на себя функции отца, берет ту ношу, которую он не может и не должен нести. А пресловутые фразы «мальчики не плачут» или «давай, соберись, ты же единственный мужик в семье» лишь подстегивают его к этому.
Евгения: А почему, когда мама запрещает ребенку плакать, она запрещает ему выражать и другие эмоции?
Екатерина: Когда ребенок плачет в детстве, он выражает некие чувства. Он плачет, потому что он пока не умеет распознавать в себе эти чувства. В 2 года, например, он не всегда может понять и сказать «я голодный», «я расстроен» или «я устал», он просто не знает, что то, что с ним происходит, так называется. И задача родителей детей до 6 лет заключается в том, чтобы они научили детей распознавать свои чувства и говорить о них. Важно, чтобы мама спрашивала, когда ребенок хнычет: «Что с тобой происходит? Ты обижен? Ты злишься? Ты устал? У тебя что-то не получается?», и находила вместе с ребенком правильный ответ. И тогда слезы уходят, и ребенок получает возможность говорить о своих чувствах, делиться ими и решать ситуацию. Если мама этого не делает, если она при малейшем плаче говорит: «Не плачь, что ты ведешь себя как девчонка!», - ребенок, еще не зная, как называются эти чувства, что это за внутренний дискомфорт он испытывает, понимает, что все эти чувства запрещены. Плач - это единственная возможность выразить эмоции для ребенка, и задача мамы помочь ему научиться распознавать, что за чувства стоят за плачем. Если же мама каждый раз при хныкании говорит: «Не плачь, ты тряпка, прекрати разводить нюни», то она прерывает контакт с ребенком, и разговора о чувствах просто не происходит, и тогда мальчик не получает навыка распознавания чувств, которые он испытывает.
Евгения: Это же релевантно и для девочек тоже? Просто, наверное, с мальчиками эти остановки чаще происходят.
Екатерина: Безусловно. Это работает и с мальчиками, и с девочками. Просто плачущая девочка в нашем социуме воспринимается как нечто более приемлемое, чем плачущий мальчик. Хотя и девочек с запретом на выражение чувств в нашей стране достаточно много, и из них вырастают прекрасные женщины, которые коня на скаку останавливают и в горящую избу входят.
Евгения: А что делать тогда с нытьем? Мамы мальчиков часто останавливают плач сына, опасаясь того, что из него вырастит нытик. Ведь плачем ребенок может просто мамино внимание привлекать?
Екатерина: Первоначально, когда ему 2-3 года, он пытается плачем что-то сообщить, он не хочет просто внимания, он хочет поговорить, но пока он не очень умеет это делать. Тогда задача мамы заключается не в том, чтобы дать ему возможность бесконечно ныть, задача мамы заключается в том, чтобы дать ему понять, что с ним происходит, что он хочет сказать и научить его выражать свои чувства другим способом. Хотя, безусловно, бывают ситуации, когда плач сам по себе абсолютно уместен и адекватен, например, когда ребенок упал откуда-то, ему больно и он плачет, и слава богу. Иногда иначе, чем плачем, сложно реагировать, ведь и мы, взрослые, тоже при острой сильной боли не можем сдержаться, это физиологическая реакция на боль, на стресс, она нормальна. Но вообще, нет задачи сделать так, чтобы ребенок плакал. Есть задача научить его выражать чувства и, безусловно, давать ему плакать в те моменты, когда ему очень больно.
Если вдруг происходит история, когда ребенок плачем просто привлекает мамино внимание, это значит, что внимания ему не хватает. И это очень опасная тенденция. Действительно, так можно вырастить нытика, это правда. Если реагировать на ребенка только, когда он плачет, то есть все шансы вырастить нытика. Тогда это нытье и плач - это такой маячок, который может показать маме, что видимо она не очень часто обращает на него внимание, когда с ним все в порядке. Чем больше мы обращаем внимание на ребенка, когда у него что-то получается, когда ему хорошо, когда он веселится, когда он спокоен, то есть реагируем на него в этих состояниях, тем проще ему быть позитивным человеком. Задача мамы - отражать ребенка, отражать его состояния, говорить ему, какой он, как она рада его видеть, когда он спокойный, когда он веселится, и даже когда он расстраивается тоже, но это должно быть «тоже». По идее, дети не должны расстраиваться часто, это не нормально. Дети очень оптимистичны. По всем исследованиям уровень оптимизма у детей гораздо выше, нежели уровень оптимизма у взрослых. Ребенок, находящийся в глубочайшей депрессии, показывает результаты достаточно оптимистично настроенного взрослого. Так что в принципе дети сами по себе просто так не плачут, не хнычут, не ноют.
Евгения: То есть в такой ситуации мы попадаем в ловушку. Нам кажется, что ребенок просто так плачет по пустяку, мы его останавливаем, но вместо этого все равно получается, что наше основное внимание сконцентрировано на нем на плачущем. То есть здесь маме нужно просто больше времени уделять ребенку и акцентировать внимание на позитиве, а не одергивать плач?
Екатерина: Да.
Евгения: То есть реакция на плач мамы должна быть такая - проговорить, что с ним происходит, помочь ему разобраться в эмоциях?
Екатерина: Да, проговорить, что его беспокоит. А если говорить о том, что воспитывает в мальчике настоящего мужчину, то это, прежде всего, хорошее отношение с отцом. Это самое главное. И умеренно активная мама, которая не лезет все делать быстрее своего ребенка, которая не несется ему завязывать шнурки, когда он еще даже не попытался, понятно, что все зависит от возраста, но мама должна все давать ребенку потихоньку делать самостоятельно. Отношения с отцом должны быть хорошими, теплыми, основанными не на насилии и нравоучительстве, а основанные на какой-то совместной деятельности. Это то, что позволяет мальчику развивать в себе мужские качества. Походы на рыбалку, катание на велосипеде, когда они что-то мастерят вместе.
Евгения: А когда должно быть начало этой совместной деятельности? Есть стереотип у пап, что с ребенком до трех лет делать нечего, это он полностью задача мамы. Так ли это?
Екатерина: Папа никогда не бывает лишним. Ни в какой момент. Да, безусловно, первые полгода ребенок ориентирован на маму, и мама, конечно, - главное существо в жизни ребенка вообще. Но потом, безусловно, ребенок обнаруживает других членов семьи, и контакт с папой очень важен. Чем раньше контакт будет установлен, тем крепче отношения и лучше взаимопонимание.
Евгения: А если папы нет?
Екатерина: Если папы нет, тут важно найти и подобрать какие-то другие мужские фигуры: дедушка, дядя, старшие двоюродные братья. Если вдруг ситуация такая, что этих людей не оказывается, то тогда важно искать какие-то родительские фигуры во вне. Например, спортивный тренер. Если тренер хорошо подобран мамой, то ребенок с него будет списывать эти мужские модели поведения. Конечно, в этом случае не будет той близости и тепла, как с папой, но что поделать, хотя бы будет у ребенка перед глазами хороший мужской пример.
Евгения: То есть задача - предоставить ребенку образец мужской фигуры?
Екатерина: Это одна из очень важных задач, чтобы ребенок все равно видел, общался, контактировал и был в этой мужской среде.
Евгения: А совместная деятельность с папой или этим другим мужчиной, она какой должна быть? «Мужской»?
Екатерина: Она должна просто быть. Они могут вместе писать стихи, рисовать картины. На самом деле это ведь тоже мужское занятие, вспомните женщин-поэтесс, мы много не наберем. Вышивать крестиком все равно папа с сыном вряд ли будут.
Евгения: Грубо говоря, не нужно придумывать эту деятельность, надо просто делать вместе то, что интересно и доставляет удовольствие?
Екатерина: Да, то, что и папе, и сыну в кайф. И скорее всего это будет именно мужское занятие. Вот и весь секрет воспитания из мальчика настоящего мужчины.

Беседу провела Евгения Ганиева, "Мама мамам"

воспитание, психология, полезное для мамы

Previous post Next post
Up