2000 километров по Алтайскому краю на седане

Jul 14, 2015 19:15

Проехал тут 2000 километров по краю по маршруту Барнаул - Верх-Обский - Смоленское - Быстрый Исток - Петропавловское - Чарышское - Сентелек - Покровка - Новошипуново - Чинета - Краснощеково - Курья - озеро Колыванское - Саввушки - Рубцовск - Угловское - Малиновое озеро - Михайловское - Николаевка - Ключи - Кулунда - Славгород - Яровое - Екатериновка - Знаменка - озеро Кулундинское - Верхняя Суетка - Баево - Андроново - Луговое - Юдиха - Павловск - Барнаул и хочу немного рассказать о дорогах и увиденных красотах и достопримечательностях.
Участок Барнаул - Бийск хорошо знаком всем (или почти всем), кто путешествовал в Горный Алтай. Дорога (покрытие) здесь довольно хорошее, правда движение на подъезде к Бийску замедленное из-за ремонта моста. Двух полос на дороге уже давно не хватает, машины часто наобум вылетают на встречку, делая дорогу весьма аварийной. Именно здесь, возле поворота на Плешково, погиб 10 лет назад алтайский губернатор Михаил Евдокимов, спешивший на празднование семидесятилетия другой алтайской звезды, космонавта Германа Титова, в село Полковниково.
В Бийске поворачиваю в сторону Белокурихи, а после моста через Катунь - к селу Верх-Обский. Это, собственно, родина упомянутого выше Михаила Евдокимова. В местном доме культуры открыт его мемориал.











Еще в Верх-Обском можно посмотреть на слияние Бии и Катуни и начало Оби.


Следующий пункт назначения - Быстрый Исток, родина еще одного великого земляка - Валерия Золотухина. Дорога от Бийска до Смоленского нормальная, а вот дальше начинается асфальт с множеством ям в засадах, так что на большой скорости можно повредить машину.
В Быстром Истоке тоже течет Обь, правда, острова на реке поросли деревьями, и в самом селе видно только протоку Оби.


Валерий Золотухин похоронен прямо рядом с храмом, который он построил.




Дом-музей Валерия Золотухина оказался закрыт.


Дальше - возвращаемся до Новопокровки и едем в Петропавловское. Постепенно чувствуем красоту предгорий.


В село Петропавловском интересный парк в центре.


За селом Антоньевка асфальт заканчивается и начинается щебень. От встречных машин лучше прижиматься к обочине - камни летят не горюй!






А самые красивые пейзажи начинаются после поворота налево в Новокалманке (Усть-Калманский район). Дорога здесь асфальтовая, правда, большие ямы на ней - тоже не редкость.




















На дороге от Чарышского до Сентелека асфальт исчезает, и приходится много карабкаться в гору, наслаждаясь дивными холмами. Кое-где видны снежные «белки». Периодически встречаются машины с проколотыми колесами (возможно, острые камни).






























В самом Сентелеке тоже интересные виды.


Продолжаем дорогу на Покровку. Мост к Царскому кургану отсутствует, однако скалы неподалеку радуют взор.








В самой Покровке натыкаемся на стадо коров, идущее домой. Вначале приходится их всех пропустить, а потом плестись за ними.






Дальше хотелось добраться до Чинеты, но дорогу через Тулату местные не порекомендовали для седана, поэтому пришлось ехать назад, до Новошипуново, а потом повернуть в Маралихе (уже Краснощековского района) на юг. Пейзажи здесь по-прежнему одухотворящие, а вот дорога коварная - гравийная, с большим количеством спусков и подъемов и поворотов. На спуске, да еще и с поворотом, машина иногда вела себя как на льду.














Изначально планировалось за Чинетой продолжить путь в Тигирекский заповедник или хотя бы Тигирек, но, опять-таки, местные не посоветовали. Осматриваем Чинету.










Возвращаемся в Маралиху, оттуда в Краснощеково, а здесь уже начинается асфальт, по которому добираемся до Курьи. Курья - родина Михаила Калашникова, но его громадный дом-музей тоже почему-то закрыт.


Меньше, чем в 30 километрах от Курьи находится озеро Колыванское. Оно интересно, в первую очередь, каменными валунами вокруг, а также недавно построенным оптико-лазерным центром. А еще тут проходил какой-то рок-фестиваль.












В Змеиногорск решили на этот раз не заезжать и держать путь в Рубцовск. Надо сказать, по соотношению качество дорожного полотна/загруженность дорога до Рубцовска в числе моих явных фаворитов по краю!
В Рубцовске у нас намечено чисто семейное мероприятие - посещение могилок бабушки и дедушки (по папиной линии). Увы, находятся они на старом заброшенном, никем не охраняемом кладбище, поэтому вандалы пооткручивали с кучи могил таблички с информацией о похороненных, и своих родственников мы не нашли.


Расстроились, конечно, но продолжаем дорогу дальше. Едем на самый юго-запад края, в село Угловское. Дорога здесь асфальтовая, часть ее проходит через ленточный бор.




Проскочив Угловское,


едем к поселку Мирный и главной дороге, связывающей Угловский и Михайловский районы через еще один ленточный бор. За Мирным внезапно заканчивается асфальт и начинается однополосная грунтовка (если песок можно назвать грунтом). Здесь рекомендуется машина с высоким дорожным просветом (мы часто царапались днищем о землю), разъеззжаться со встречными довольно затруднительно (хорошо, нам повстречалась всего одна), после дождя, наверное, сюда лучше не суваться - если что, идти до ближайшего села придется далеко. Длится это чудо дорожного строительства около 18 километов. На границе с Михайловским районом, опять-таки, внезапно, начинается асфальт.


Дальше предстоит проехать мимо нескольких маленьких озер и поселка Малиновое озеро,










чтобы добраться до главной цели визита в район - одноименного озера. Озеро соленое, купаться в нем крайне мелко, но какие виды! При этом местные сказали, что 3 дня назад оттенок малинового (который мне показался бордовым, а фотоаппарату - всеми оттенками от красного до фиолетового) был гораздо выраженней.










Первоначально планировали тут заночевать, но поняв, что делать тут кроме созерцания особенно нечего, а на часах - обед, отправились дальше на северо-запад, по той части Алтая, что зовется степной.
Село Николаевка печально прославилось пожаром 2010 года, когда здесь сгорела львиная часть домов. Администрация выделила помощь, подключили крупные строительные компании, и в короткие сроки основную часть жилого сектора восстановили, благодаря чему все дома тут теперь кажутся «на одно лицо».


Село Ключи известно своим элеватором.


Кулунда славится ордами комаров. Здесь я был не раз раньше, поэтому останавливаемся только в Табунах.


А потом дальше, до Славгорода. Надо сказать, вся дорога от Михайловского до Славгорода весьма хорошего качества. Теперь - поворот на Яровое. Город встречает многочисленными объявлениями о сдаче жилья внаем. Но мы едем в сторону деревни Екатериновки, на пресное озеро Теплый Ключ, отделенное от озера Ярового дамбой, чтобы тут вдоволь накупаться и заночевать в палатке.


Утром наша дорога назад, в Барнаул лежит не по стандартным маршрутам (через Камень-на-Оби или Родино), а почти напрямик, через Суетку и Баево. Первые километры трасса в сторону Знаменки хорошая, затем ухудшается, особенно это заметно возле населенных пунктов. Перед заправкой у села Знаменка можно свернуть на грунтовую дорогу, и через 2-3 километра достичь самого большого озера в крае - Кулундинского. Надо сказать, озеро окружено болотами, заросшими высокой травой, и красиво, в первую очередь, своею безбрежностью.




За Знаменкой асфальт заканчивается, и следующие 100 километров предстоит ехать по грунтовке. Встречается малюсенькое село Сибирский Гигант,


райцентр Верхняя Суетка с запутанными дорогами




наконец, село Баево.


Тут следует повернуть на юг и дальше ехать вдоль Кулундинского магистрального канала (заметно обмелевшего и заросшего травой)


к селу Луговому на трассе Камень-на-Оби - Барнаул. Ну а дальше - почти ничего необычного, разве что Павловск лучше объехать через ленточный бор.


Резюме: По указанному маршруту можно проехать на машине типа седан. Единственный участок, вызывающий потенциальные опасения - от Мирного до Малинового озера. Увидеть получится весь спектр алтайских пейзажей - горных, лесных, степных, озерных. Мы свой маршрут выполнили за 4 дня, это время можно как сжать, так и расширить.

Алтай

Previous post Next post
Up