философская шизофрения

Aug 26, 2012 22:33

Когда, например, семьи объединяются в племена или племена объединяются в нации, вы можете чувствовать себя обязанным делать то, что не возникает естественно, - оставить своих родителей в непростом положении, уйдя на войну, или выступить против своей деревни, став федеральным чиновником или судьей. То, что Кант назвал бы конфликтом между моральными обязательствами и чувствами или между разумом и чувствами, с некантианской точки зрения выглядит конфликтом между одной совокупностью лояльностей и другой. Идея универсального человеческого обязательства уважать человеческое достоинство заменяется идеей лояльности к очень большой группе - человеческому виду. Идея, будто моральные обязательства, помимо этого вида, распространяются на еще большую группу, превращается в идею лояльности ко всем, кто, как и вы сами, может испытывать боль, даже к коровам и кенгуру или, возможно, ко всем живым существам.
Этот некантовский взгляд на мораль может быть пересмотрен как требование того, чтобы моральная идентичность определялась группой или группами, с которыми человек себя идентифицирует; группой или группами, к которым он не может быть нелояльным и при этом оставаться самим собой. Моральные дилеммы, с этой точки зрения, представляют собой не результат конфликта между разумом и чувствами, а конфликта между альтернативными «я», альтернативными самоописаниями, альтернативными способами наполнения своей жизни смыслом. Некантианцы не считают, что у нас есть главное и истинное «я», основанное на нашем членстве в человеческом виде - «я», которое откликается на зов разума. Вместо этого они утверждают вместе с американским философом сознания Дэниелом Деннетом, что «я» следует рассматривать как центр нарративной идентичности. В нетрадиционных обществах большинство людей имеет несколько таких нарративов и, следовательно, несколько различных моральных идентичностей. Именно это множество идентичностей объясняет существование такого большого количества и разнообразия моральных дилемм, моральных философов и психологических романов в нетрадиционных обществах.

Р. Рорти

библиотечка еретички, трансцендентальная прагматика

Previous post Next post
Up