Jan 05, 2012 21:20
«Из всей литературы, посвященной Гегелю, не так-то просто найти такую, где бы критическая струна не звучала громче других. Обычно походя, в полразворота сбивают, как им кажется, с ног великого философа, но проходят лишь сквозь тень его, не зацепив ничего существенного. Настоящая критика возможна лишь изнутри системы, но какая же умственная сила надобна для того, чтобы проникнуть в недра этого монолита»! - сообщает нам сайт с простым и ёмким названием «гегель.ру», и мы сразу понимаем, что дискутировать с гегельянцами в принципе невозможно - потому что они в танке. Позиция «критика возможна лишь изнутри системы» как нельзя лучше отражает собственно структуру гегельянского дискурса, беспощадно релятивируя который, мы получаем на выходе массу подобных же утверждений, вроде: чтобы понять, что инвалидность - это плохо нужно быть инвалидом. Или: критиковать патриархальное общество можно только будучи мужчиной. И в конечном итоге это сводится к распространенному детскому постулату: я все равно лучше чем ты, потому что у меня кое-что есть, но что это - я тебе не скажу.
В общем, дело даже не в том, что хочется с ними спорить, а в том, что хочется написать уже хоть что-то осмысленное из этого царства сладкой ваты где я благостно пребываю в недвойственности, заставить себя шевелиться и складывать слова в осмысленные предложения. Все это дается мне тяжело, поэтому выбран был путь наименьшего сопротивления - та область, где мое сознание должно привычно встрепенуться и возглавить какую-нибудь травлю. Ведь Гегеля и правда критиковали многие, и вполне себе успешно и смешно, так что даже не понятно как после такого выжил бы приличный абсолютный дух.
Вот, например, идея Абсолютного Духа, кстати. Тут Гегель предусмотрительно параллельно вводит категорию «обыденного сознания», и в том случае, если вы захотите уличить гегеля и всю свору гегельянцев в метафизичности чтоб не сказать - в сказочничестве, вас, пользуясь описанной выше детсадовской логикой, тут же обвинят в том, что ваше сознание погружено в заблуждения, свойственные всякому О.С., и это еще хорошо, что там дальше нет ничего про эманации и чакры.
Но критиковать Абсолютный Дух - легко настолько, насколько вообще может быть легко критиковать то, чего нет. Гораздо интереснее с Диалектикой и ее законами, которые, почему-то даже в совершенно внегегельянской среде считаются незыблемыми, а уж о законе перехода количества в качество вспоминают так же часто, как про разруху в головах, советскиегазетыпередобедом и от мертвого осла ушы.
Ну где вы видели этот переход? То есть, я хочу сказать, что это ведь универсальный закон, и он должен распространяться не только на количество и качество Абсолютного Духа, но и на большинство (а вообще-то все) явлений и практик, которые мы можем наблюдать в природе и обществе. Практика критерий истины показывает что все как раз наоборот: от роста административного аппарата падает качество управления, от роста веса падает качество жизни, от роста населения на планете, золотой миллиард как был миллиардом, так им и остался. Примеров можно насобирать превеликое множество, и все мы, согласно великому Будде (который в отличие от Гегеля был философом), сталкиваемся с ними каждый день, и даже самое простое и очевидное не сбило Гегеля с толку: количество прожитых дней, увеличиваясь, ведет к болезни, старости и смерти. Но это все происки моего Обыденного сознания, которому лень, кстати, рассказывать сегодня (к тому же я знаю что вам не интересно) о законе отрицания отрицания и его двойнике - законе единства и борьбы противоположностей.
А завтра я уже наверняка и совершенно точно буду работать.
профессор-я-ваша-ошибка,
трансцендентальная прагматика