"Формообразующие свойства" спорных положений нового типового приходского Устава уже трансформируются во вполне ощутимые практические последствия - на примере "выкручивания рук" приходу, где до недавнего времени служил о.Павел (Адельгейм). Хватит ли сил нашему церковному телу победить тенденцию сползания в болото бюрократии и разгула беспредела "религиозных чиновников"? Как скоро Любовь уврачует наши души?
Originally posted by
ansm2000 at
Дом религиозных услугС принятием в этом году изменений в
Устав РПЦ (снова без госрегистрации) и практически окончанием процедуры централизованного административного внедрения
нового "типового" Устава местных православных приходов (без согласования с членами приходских собраний), окончательно была исключена роль прихожан (православных христиан) в жизни Русской Православной Церкви.
С этого момента начался отсчет новой эпохи в истории Русского православия. Церковь становится обычным бизнес-проектом синодальных маркетологов, а именно - Домом религиозных услуг, со своими кассирами, мерчендайзерами и старшими менеджерами "торгового" зала...
Остатки православных христианских общин в РПЦ (наивные, безкорыстные, глубоко верующие люди) еще как-то пытаются выжить. Но их постепенно ликвидируют, как класс, создают невыносимые условия для существования и развития. Скоро их не останется вовсе.
Теперь жители городских и сельских поселений в России знают, где находится здание Администрации, магазин, рынок, библиотека, Дом быта и... Домик с куполами и крестами - где можно покрестить новорожденного, повенчаться (если кто хочет), отпеть (если кто умер), посвятить куличи и яйца, когда большой праздник весной, ну и т.д. Зачем всё это нужно - мало кто задумывается. Просто люди знают, что есть у них в селении такой Домик, где работает мужчина в черной одежде и с большим крестиком на цепочке, что-то поет, машет какой-то штукой с дымом и за установленную плату осуществляет так называемые требы. А еще в этом Домике можно купить тоненькие свечки и зажечь их возле икон (детям очень нравится эта забавная процедура), картинки из Софрино с изображениями Святых, маленькие книжки с советами мудрых старичков и т.д.
Религиозные праздники постепенно становятся государственными, а потом можно будет государственные флаги к праздникам на храмах вешать - для красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей.
Мнение эксперта (
протоиерей Павел Адельгейм):
Пренебрежение канонами стало нормой церковной жизни. Отсюда растут корни волюнтаризма административной власти в церкви, закрепощение клира и бесправие народа Божия. Какие цветы и плоды вырастают из таких корней?
Митрополит Сергий Старогородский оставил глубокий и спорный след в истории Российской Церкви. Споры касаются двух проблем, которые не следуют смешивать. Первой проблемой является законность его первосвятительской власти. Эта проблема к настоящему времени, когда сменилось уже четыре патриарха, по прежнему вызывает не только теоретический интерес, поскольку строительство дома начинается с фундамента, и апостол Павел предостерегает строителя быть внимательным к тому основанию, на котором строишь, если не хочешь, чтобы дом развалился. Митр.Сергий стоит в начале совершенно нового строительства церковной жизни в СССР. Св. патриарх Тихон завершил историю Православной Всероссийской Церкви (ПВЦ). Митр. Сергий открыл новую страницу церковной истории, положив начало церкви, вошедшей в историю с новым именем Русская Православная Церковь (РПЦ). По одной «канонической территории» текут разные русла одной реки: РПЦ, РПЦЗ, «непоминающие» и прочие. Каждое из них осознаёт себя единственным наследником ПВЦ. Разделение происходит как по политическим, так и по церковным причинам, нося черты раскола.
Возникает естественный вопрос: сохранилось ли неповреждённым преемство Высшей церковной власти между Православной Всероссийской Церковью и Русской Православной Церковью, представляющей себя её единственной правопреемницей? Единство РПЦ, которое подчёркивается титульной церковью в качестве своего главного достоинства, действительно является одним из догматических свойств Церкви, но не единственным! Само по себе единство недостаточно для определения Церкви, ибо ничего не говорит о своём качестве. Единство не гарантирует истину, святость и полноту, без которых не возможна Церковь. Эти качества открывают единство во Христе, восполняя Единство Апостольством, Соборностью и Святостью Церкви. Исходя из голого единства, можно построить всё, что угодно.
Например, единство армии формирует армейская дисциплина. Единой бывает политическая партия: КПСС, «Единая Россия» и прочие. Даже криминальные организации стремятся к единству, связывая своих членов кровью и насилием. Единство может иметь разное качество. Символ Веры определяет Церковь не одним, а четырьмя догматическими признаками. Вторым признаком Церкви является её Апостольство, то есть очевидно прослеженная преемственность иерархии от апостолов. Без апостольской преемственности церковь превращается в одну из множества религиозных организаций. Организация может быть и единой, и крепкой, и богатой, и сильной, связанной железной дисциплиной. Единство не является достаточным определением.
Христос спросил: когда приду, найду ли веру на земле? Без сомнения, Он найдет множество религиозных организаций. Его вопрос о другом. Церковь заботится не только о хранении своего единства, но и неповреждённости апостольского преемства, непрерывающейся связи с апостолами через хиротонии и поставление иерархов. Золотую нить преемства нельзя прервать. И узелков, связывающих разрывы, на ней тоже не должно быть. Тысячелетняя традиция неповреждённого преемства является свидетельством церковной подлинности. Поэтому законность восприятия первосвятительской власти митр.Сергием и её каноническая бесспорность получают исключительное значение.
Третьей составляющая церковной истины является Соборность. Церковь, как богочеловеческое учреждение, не может управляться человеческим произволом. Все её решения, избрания, действия должны быть соборными: вся полнота церкви принимает участие в них. Одни действуют, другие свидетельствуют о достоинстве каждого действия своим «Аминь», выражающим свободное согласие в истине по примеру древнего соборного ороса: «изволися Духу Святому и нам». Единство имеет значение и смысл пока от него неотделимы Апостольство, Соборность и Святость. Без Соборности и Апостольства церковь потеряет Святость.