Долго молчал в ЖЖ, лишь изредка комментировал в журналах знакомых мне друзей. С болью наблюдаю происходящее в Украине. Меня не коснулась ни эйфория "мирной антикриминальной революции" (именно так многие называют происходящее вокруг Майдана, несмотря на погибших с обеих сторон противостояния, обгоревших беркутовцев, и проделки Александра Музычко с единомышленниками), ни эйфория по поводу присоединения Крыма (хотя спасать людей там действительно надо).
Наконец нашёл, по моему мнению, взвешенный взгляд на то, как следует реагировать на сложившуюся ситуацию человеку, пытающемуся быть христианином.
Оригинал взят у
priest_ruabko в
Письмо Юрию Павловичу Черноморцу. Уважаемый Юрий Павлович. Я с большой любовью и уважением отношусь к Вам и вашему слову. Я внимательно всматриваюсь в вашу гражданскую позицию по поводу происходящего в Украине и в Церкви. Во многом я с Вами согласен. Прочитав в Фейсбуке Ваши заметки и о. Андрея Дудченко я попытался критические стороны ваших высказываний отнести к себе лично и ответить на них с моей позиции. Прошу Вас с о. Андреем помочь понять мне, в чем я не прав, и не прав ли вообще.
Выборы 2004 года. Были втянуты все. Духовенство не осталось в стороне. С пеной у рта с амвонов шла активная предвыборная агитация. Прихожане массово покидают приходы. Торжество безумия. Что с нами случилось? Почему Церковь стала втянута в большую политику? Для себя я сделал выводы. За последние десять лет я не сказал, и не скажу ни одной проповеди, в которой будет даваться оценка политической ситуации. У меня боль в сердце и слезы на глазах по поводу того что сейчас происходит в Украине, но стать на камень который отвален от гроба Господня и говорить о ситуации в стране считаю что не имею права и вот почему…..
Чтобы бы понять место Церкви в социальной и политической жизни страны я снова и снова обращаюсь к Евангелию.
Царство этого мира во все времена было предсказуемо одинаковым, в каждую тарелку по куску мяса, достойный социальный пакет, сильная армия, стабильный мир и порядок в стране. Царство Христа это жертва, отречение, это умное вложение в Небесный банк под нескончаемые проценты базовых жизненных ценностей. Все притчи Христа о Царстве Божием, только об этом. Царство Христа и Царство этого мира - диаметрально противоположные полюса по своим жизненным ценностям и приоритетам.
Если я сейчас выйду в рясе на площадь и стану в ряды протестующих против чего бы то ни было, или митингующих за что - либо, я должен буду задать себе вопрос. А правильно ли я понял заповеди Христа, в том числе и о любви к врагам?
Политика всегда проводит демаркационную линию, устанавливает границы, делит, спорит, завоевывает, или защищает, насилует или подымает революции - она всегда облачается в мантию силы. Царство Христа разрушает границы, стирает этнические особенности, убирает политические ярлыки, и национальные одежды, ставя в приоритеты самого человека, который спрятан за всей этой оболочкой. Для Христа важнее человек, чем любая категория, чем любой ярлык. Всесильный Бог всегда сдержано бессилен.
Для меня стоящего у исповедального аналоя или на амвоне нет разницы, какой политической окраски человек пришел ко мне для встречи со Христом. Я не разделяю людей на свободовцев или бандеровцев, коммунистов или регионалов, русофобов или русофилов, правых или левых. Они для меня, как и для медика, они все одинаковые, потому что люди. И я не буду становится ни на чью сторону, я не буду сторонником взглядов того или иного потому что я уже выбрал себе Царя и хочу одного - быть гражданином Его Царства. А на все бесконечные вопросы к священнослужителем и Церкви «А вы с кем? вы за кого?» я так же бесконечно буду отсылать всех в одном направлении, туда, где стоит в храме Распятие.
«К какой партии примкнуть»? - «Будьте христианами».
«Какой политической позиции держаться»? -«Будьте людьми»
«Прав Путини или Ангели Меркель»? - «Прав только Христос»
«Что с нами всем будет»? -«Будет Новое небо и Новая земля»
«Как нам жить»? -«Как сказал Спаситель в Нагорной проповеди».
Юрий Павлович, о. Андрей могу ли я выйдя на амвон говорить о политике? Ангел, благовествующий Воскресение Христа хоть слово проронил о римских оккупантах? Или апостолы пошли к зелотам с посланием «Братья, наш Еврей воскрес, захватчики ничего не смогли ему сделать, подымайтесь войной на римлян». Я не могу, не имею права пускать жизнь мира в жизнь Церкви. Церковь и государство живет в одном месте, но в разных мирах. Потому что принадлежат к разным царствам.
Может быть, хватит делать Церковь инструментом в руках власть имущих, кто бы они не были. Как только Церковь становится орудием политического влияния, тело Христа на данной территории поражает инсульт. История этому дает не мало примеров в какую в карикатуру преващается брак церкви с государством.
Разве Спаситель пришел на землю для того чтобы создавать какую либо политическую платформу. Разве Он не ясно дал нам понять признак, по которому будут узнаваемы Его ученики? Разве по тому что будут бороться с захватчиками и оккупантами, воевать на баррикадах, обличать коррупцию… Нет, Он говорит «по тому что будут иметь любовь между собой». После того как Христос накормил пять тысяч человек несколькими хлебами и рыбками толпа искала его что бы короновать на царство. Но он сказал им такие слова, которые заставили большинство их них отвернуться от «сумасшедшего» мессии. Это были слова о Хлебе Жизни. И сатана в пустыни, и толпа евреев пыталась навязать Христу политические функции, но Он отказался. Может быть, и нам не стоит это делать? Может быть, есть смысл дать возможность Церкви исполнять то служение, ради которого Оно создана Христом? Сколько еще надо пролить крови с крестом в руках что бы понять то что Христос хотел совершенно другого?
Я, безусловно, верю словам Спасителя. Его Царство нельзя завоевать с оружием в руках, его нельзя получить в результате революции, оно может только неприметным образом расти в моей душе, если я буду жить по его законам.
Не должна Церковь жить внешней политической жизнью, она обязана следовать только внутреннему трансцендентному Царству. В мире мы будем иметь скорбь - это то, что пророчески было сказано нам Спасителем. Но Он уже победил и мир и скорбь, или мы предполагаем какую - то иную победу? Политическую, партийную, социальную? Я нет.
Мне кажется, что Церковь от мира должна быть ограждена не только стенами из кирпича, но и стенами из метаистории. Заходя в храм, человек должен попадать в Царство Бога и вынести его оттуда в своем серце, продолжая жить им в своей стране. Священник должен быть кормчим, который смотрит в глаза Богу и ведет к Нему своих прихожан. Он должен руководить плаванием по водоворотам страстей, чтобы никого не засосало в одну из этих воронок, а не читать с амвона проповеди о характеристике, плотности и окраске окружающих корабль церкви политических волн. Это мое мнение, но может быть Вы скажите мне в чем я не прав?