месье Зарка, дама с единорогом и техно-парад

Sep 26, 2010 14:48

субботнее занятие началось в девять утра, и это была философия окружающей среды. бохмой, зачем всё? я так надеялась убежать от философии, только для того чтобы вновь слышать все эти имена. профессор - Жан Ив Зарка, требующий для своих лекций только самые пафосные залы с амфитеатрами в Сорбонне, импозантный дядечка с пузиком, алым платком в нагрудном кармане пиджака и длинными волосами. он воспринял в штыки мою тему магистрской - а именно, исследование практик оккупации университетов в современной Франции. Он бубнил что-то про 68 год и "устаревшее", а я ему - про неизбежную трансформацию форм мобилизации. Он мне про отсутствие эволюции и бесконечное калькирование, а я ему про новые средства студенческой самоорганизации и интернеты. И тут его аргументы иссякли, и он был вынужден признать моё право на моё исследование.

позже из разговоров со студентами я выяснила что Зарка - крайне правый,  к тому же, пессимист. Я узнала, что он требует ужесточить миграционный контроль и настаивает на необходимости государственных границ. Он оправдывает это странной логикой: он считает, что если европейские страны вроде Франции откроют свои границы для иммигрантов, это лишь ужесточит власть капитала в мире, ибо вместе с иммигрантами новые и новые виды товаров и услуг будут поступать на европейский рынок. Он ищет альтернативу капиталистическому способу производства, упрекая коммунизм и анархизм, и я горю желанием узнать, к чему он пришёл.

после его пары я в компании моего итальянского товарища и однокурсника Паоло (он - глава ячейки организации "Молодые демократы" в своём городе, борец за права студентов и рабочих, политический философ по основному образованию) отправилась в музей Средних Веков что на углу Сан Жермен и Сан Мишель.
В этот музей меня заставили вернуться воспоминания: когда мне было 15 лет, я заблудилась здесь в зале с Дамой и Единорогом. Вход в музей для меня как для студента оказался бесплатным, а впечатления на этот раз были совсем другими.
  • прежде всего, в музее Средних Веков находится огромная коллекция бесхозных голов франкских королей, а также множество безголовых статуй, набор "собери сам".
  • второй момент, на который я не могла не обратить внимание, - скульптуры "Фрагментарный апостол" и "Апостол-ацефал" (из названий можно представить, что из себя представляют эти древности). фрагментарный апостол - я напишу такую псеню, обязательно...
  • третий момент - у многих святых вместо лиц - белый шум. то есть, висит к примеру барельеф, изображающий страсти христовы. и у всех действующих лиц вместо лиц - шум, такая аморфная шершавая поверхность, как телепомехи.
  • ещё кое-что - готические канделябры носят в себе фракталы, да и длинные шпили соборов с кружевами по бокам - чистой воды предфрактальные структуры, вглядитесь сами.
а теперь - про Даму с Единорогом. на шести шпалерах изображена светловолосая девушка, живущая на тёмно-зелёном островке среди красного леса, населённого песцами, лисами, павлинами и кроликами. девушка всегда с разным лицом и в разных одеждах. иногда она прекрасна так, что не оторвать глаз, а иногда её лицо становится лицом старухи. это побочный эффект от ручной работы, а может, такова воля безымянного автора. девушка находится в компании с единорогом и львом, а иногда ей помогает служанка. классическая интерпретация первых пяти гобеленов: каждый гобелен представляет одно из пяти чувств.

первое - вкус. здесь дама пробует ягоды, которые предлагает ей служанка. обезьянка внизу гобелена также кушает вкусняшку.



второе - слух. дама играет на "переносном органе".




третье - зрение. дама показывает единорогу его отражение в зеркале.




четвёртое - обоняние. дама нюхает цветочки.




пятое - осязание. одной рукой дама держит флаг, а другой гладит единый рог.




классическая интерпретация образа  единорога: с одной стороны, это Иисус Христос, с другой - мужчина, любовник. лев - символ династии, в чьём доме висели шпалеры. флаг с полумесяцами - тоже.

самая интересная - шестая работа. я считаю, что это - апология гламура и женской эгоцентричности.



надпись на шатре гласит "A mon seul désir", что можно перевести как "По одному моему желанию" или "Одной моей волей". Классическая интерпретация гласит: на этом гобелене изображёно отрешение от мирского: дама снимает своё колье и кладёт его в шкатулку с драгоценностями, символизирующую материальные блага этого мира. Слова "По одному моему желанию" как бы говорят о том, что дама оставляет за спиной чувственные наслаждения и устремляется к миру духовному.

Удивительное дело! С какой стати дама снимает колье, чтобы отказаться от драгоценностей? Очевидно, что она хочет надеть другое колье. Если на каждом гобелене на ней - новое платье, у неё новая маленькая собачка и новые причуды. Это апология средневекового гламура, так почему бы не перевести "A mon seul désir" как "по моему хотенью"?

Вообще большинство средневековых предметов искусства носит на себе следы социального неравенства: постоянная тема картин, фресок, барельефов, изразцов - "слуга-хозяин", "крестьянин-аристократ". Если на картине не святые угодники, то с огромной вероятностью там будет "раб и господин". Безусловно, тема раба и господина всё также остаётся в рамках христианства, извращается и подкрепляется им.

В музее я провела полтора часа, а когда вышла на улицу в узкий переулочек, ведущий к Сан Мишель, услышала жуткий гул. Сперва я подумала, что это снова демонстрация, и побежала на звук. Я увидела несколько автобусов, на крышах которых танцевали парни в цветных париках. "О, гей-парад", - подумала я. Но, подойдя ближе, я поняла, что там были не только парни, но и девочки, и парни с девочками. Не гей парад, стало быть. После моих расспросов американка с фотоаппаратом ответила: I don't speak french, but it's ok, don't worry, it's just a techo parade!" Как само собой разумеющееся. Техно-парад заполнил собой весь бульвар Сан Мишель. Публика - в основном, подростки от 14 до 18 лет - танцевала, курила и пила. То тут, то там конфетти летели прохожим в лица. Адов угар в центре Парижа, невыносимая для моих ушей музыка, приостановлено движение, шухер на улицах.

Что меня поразило: ментов на техно-параде было гораздо больше, чем на демонстрации против пенсионной реформы. Видимо, обезумевшие подростки представляют гораздо большую угрозу обществу, чем профсоюзники с их дружными кричалками.

Вот такой вот контрастный душ мне подкинул вчерашний день: из готической утробы прямо в жерло оголтелого рейва.

и вот ещё: в круассанной на Сан Жермен к дедушке, кушающему круассан с кофе, подсела маленькая птичка и кушала его круассан вместе с ним. он говорил ей: если бы ты была вонючим голубем, я бы тебя выгнал, но ты милая маленькая птичка, и я дам тебе ещё кусочек!

и вот ещё: у фонтана на площади Сан Мишель очаровательная чёрная девочка кушала суши из пластиковой коробки, сидя прямо на асфальте.

и вот ещё: я очень счастлива, что эта страна - не моя родина. мне нравится быть здесь посторонней. мне приятно от мысли о том, что у меня есть дом.

техно-парад, женотема, искусство, парижане, университет, чудеса

Previous post Next post
Up