"Небо позднего августа" , реж. Петр Шерешевский, Омский театр драмы

Oct 19, 2024 00:31

Омский театр драмы привез в Москву несколько спектаклей. И я снова оказалась в театре Вахтангова, на сцене которого их показывали.
Моё представление о режиссёре Шерешевском как было неоднозначным, так и осталось, но оно точно со знаком плюс. Он очень лихо смиксовал три современные пьесы разных авторов, расставил на сцене универсальную мебель, в основном белого цвета, и огромную, как Троянский конь, собаку - всем на радость. В этом пространстве разворачиваются три сюжета, за которыми я следила с большим интересом и лёгким сердцем. Ещё важную роль играет макет сада (очень мне понравился), изображение которого выводится на экран и избавляет сценографию от герметичности. Первые два действия смотрела с галерки, то есть по сути таращилась на экран, что усиливало сериальное впечатление от происходящего. На сцене люди едят, пьют, носят свои пиджаки, тоскливо выясняют отношения, припоминают обиды - а на дворе 2019-й, 2020-й или 2021 год (это все равно). Режиссер прижимает персонажей-обывателей к роковой дате, и главный смысл спектакля рождается не из того, что нам показывают, а из того, что мы додумываем, понимая, что "завтра была война". Ведь ясно же, что все эти люди войдут в новую эпоху, точнее, в "ситуацию", с тем же недовольством жизнью и неумением ею управлять. Логично предположить, что семнадцатилетний Сергей попадет под призыв, дедов внук-подкаблучник - под мобилизацию (или жена и мать отправят его заключать контракт). Музыкант по пьяни напишет что-нибудь в "соцсетях", с последствиями. "Транссухам" из кабака и другу Сене, с его непонятной ориентацией, тоже придется несладко. Из "мужиков" останется только жизнелюбивый (а это так, несмотря на название пьесы) Леша, и к нему выстроится очередь из разновозрастных женщин. Это все мы додумываем, сопоставляя даты - прием нехитрый и уже использованный в "Идиоте", где со смыслом было всё-таки побогаче - по разным причинам.
По итогу: спектакль интересный, актеры играют хорошо, персонажи узнаваемы, но сопереживать им не получается. За исключением времени действия, дат, о которых нам регулярно напоминают, в спектакле нет никакого предчувствия грядущих событий. Хотя мы-то знаем...

вахтанговский, Шерешевский, театр

Previous post Next post
Up