"Не от мира сего", ГИТИС, курс Бутусова, реж. Александр Цереня, 9 мая

May 11, 2024 00:25

Пытаюсь что-то нагнать, посмотреть хоть немного бутусовцев, выкраиваю свободные вечера и абсолютно не жалею об этом. Драма Островского о "семейных ценностях" переплавилась в горестные размышления и тоску смертельно больной женщины, для которой все формальные ценности уже не имеют значения, а любовь, как оказалось, имеет. Героиня (недавняя Варя из "В. сада"?) существует в манере больше Женовача, чем Бутусова: длинные монологи, внутренняя сосредоточенность, "ком в горле", строгая красота. Это другие суетятся и мечутся, а по ней уже кричат чайки, шумит море, она уже "не от мира сего". Герои-мужчины, правда, тоже далеки от условного "дома Островского", хоть они и при пиджаках, жилетках, с наклеенными бровями. Мне они напомнили персонажей "танцевальных" картин Ларионова, такими их видит Ксения. Перед ее глазами возникают образы из детства (зависть сестры, слепая материнская любовь), "изменная" история мужа, неприятный гость-искуситель... Вновь вспыхнувшая, уже больше духовная и при этом отчаянная, любовь к ней мужа вроде бы возрождает героиню, даёт ей мотивацию жить, но мы понимаем, что это не окончательно. А что сейчас окончательно (кроме смерти, конечно)? Потому финал - временно счастливый, если так можно выразиться (а оно всё временно).
Влияние эстетики Бутусова, конечно, чувствуется, но как-то очень тонко, уместно, точечно. Островский временами кажется Чеховым - и это тоже уместно, да и эта пьеса стала для него последней. Что меня удивило - достоверность режиссерского решения и вообще режиссерского взгляда на тему, неожиданного для такого молодого человека. Да и сам выбор материала удивил.

Бутусов, театр

Previous post Next post
Up