Jan 19, 2024 02:43
Трудно сказать, почему Коляда до сих пор обходил Островского, тем более "Бесприданницу". Ведь в этой пьесе есть всё, что нужно: мелодрама, яркие характеры, прекрасный текст, цыганщина... и шикарная роль для Ягодина. Так что успех был предрешён.
Хотя понятно, что мелодрамы у Коляды получаются специфические, жёсткие, с апокалиптическим оттенком, несмотря на всякие цветастые излишества. Так и здесь. Начинается спектакль с того, что парни-официанты (или как их там) обсуждают городских жителей, приезд Паратова - и это у них выходит очень зло, хотя тема вроде бы нейтральная. К тому же они периодически орут на поющих: "Тихо!" Потом Вожеватов рассказывает Кнурову о будущей свадьбе Ларисы: он на взводе все время смеётся злым, сухим, "ягодинским" смехом, как будто его мир рушится (нервному Итунину эта роль очень подходит). Потом Харита Игнатьевна (Василина Маковцева) так резко и ярко имитирует манеры старой цыганки, что начинаешь бояться: вдруг она весь спектакль будет так делать. Градус агрессии закономерно повышается с появлением Паратова. Цыганский кутёж показан так, как обычно не показывают у Островского, хотя вроде бы можно такое предположить. И все это - в "жутких розочках" (в прямом смысле) и под дебильную ресторанную песню (моя соседка чуть ли не приплясывала, тряся весь ряд). В центре сцены - конструкция, одновременно имитирующая "классическую беседку" и цыганский шатер, он же - свадебный. И Лариса (Дарья Квасова ) постоянно мечется из одного состояния в другое: то она милая одухотворенная, то искушенная и искушающая, с непреодолимой плотской тягой к Паратову, то просто жаждущая замужества и новой жизни. Паратов в этом смысле (психологическом) проще, без следов всякой внутренней борьбы... Но это же Ягодин - в итоге получается объемный страшный образ, наследник других его персонажей - Хлестакова, Ричарда, Стенли... Особенно, Хлестакова. Паратов таскает на ошейнике Робинзона, путает имена всех, включая Ларису, по фиг ему, абсолютно не скрывает своего цинизма и обесценивает все, что (с точки зрения Рязанова и Никиты Михалкова) давало Ларисе основание полюбить его. Дурацкая полемика с Карандышевым по поводу русского языка и бурлаков - как раз про это. Остаётся одно: Паратов - выраженный альфа-самец, почти "гусар", почти офицер "Дроздовского полка" (это подтверждено музыкальными вставками). Но... Ведь он же обесценивает и это! Какой гусар, какой, к черту, офицер, военная тема сдувается так же быстро, как и возникла! Все, что делает Паратов, объясняется по сути одним: невозможно дальше продолжать прежнюю роскошную жизнь, приходится жениться по расчету - отсюда злость, отсутствие жалости, да и эмпатии вообще. Всё. Это практически антропоморфное существо, животное, побеждающее соперников "из принципа", чтобы обозначить свое место в стае (Лариса - только повод).
Своё место в стае пытается обозначить, точнее, повысить, и Карандышев. Антон Макушин на сцене - сильная фигура, и его Карандышев совсем не серый, но какой-то дремучий. Он терпит поражение по простой причине: слишком глуп, слишком измучен своим нелепым положением... И он более человек, чем Паратов.
Приятно видеть, как растет благосостояние Коляда -театра. Кроме шуток: на актёрах отлично сидят хорошие (по виду) цивильные костюмы. Понравились и костюмы Ларисы, в том числе "голое платье", в котором она выходит к Паратову (ещё и волосы распущены), чтобы сказать ему, что стала добропорядочной женщиной, вот и свадьба у нее скоро будет...
Коляда,
театр