Jan 22, 2023 15:39
По поводу сцены венчания хочу дописать, потому что обнаружилась такая вещь: многие, если не все, кроме меня (и Толстого) рыдания Кити объяснили нежеланием выходить за нелюбимого Левина. И правда: после фееричной сцены на катке, когда Кити сообщает всем, что не любит Левина, мы как бы между делом узнаем, что Вронский оскорбительно с ней обошёлся, и дальше бац - венчание. Вроде бы логично предположить, что Кити уже все равно было. Но мы-то с Толстым считаем, что не мог Левин идти жениться против воли невесты, не такой он человек. Да и у Коляды Кити перед венчанием сперва эмоционально бьёт жениха, кричит: почему ты опоздал? Я думала, ты не приедешь!!(Это соответствует тексту романа) И он стоит ошеломлённый, счастливый, говорит, что свадьба - это жуть, что он ничего не понимает, не умеет... Это любовь, друзья, а не "неравный брак" какой-нибудь. Левина напрягает лишь процедура сама: сочетание фальши, формальности обряда (взять хотя бы босоногого священника) - и великого таинства, которое за всем этим стоит. И плач Кити - эмоциональный всплеск плюс генетическая память об обрядовых рыданиях невест. Короче, так: для меня это лучшая, сильнейшая сцена спектакля, которую совсем не хочется сводить к банальному: любит одного, выходит за другого. Не те, это персонажи, Толстой свидетель. И жаль, что трактовка допускает разночтения.
Коляда,
Театр