"Гроза" , "Король Лир" и "Кабаре"

Dec 01, 2022 17:29

Инстинкт самосохранения говорит: спасайся! Смотри, слушай, читай только то, что держит, после чего не хочется выть на луну, что помогает пережить день, потом неделю... Я уже не экспериментирую, слишком дорого обходятся неудачи. Мое отношение к театру можно было бы назвать потребительским, если бы это слово хоть что-то объясняло. Да и какое потребление, если я на голодном пайке и он становится все более скудным.

"Гроза". 24 ноября. Снимаю шляпу перед Райкиным, создавшим на основе моей любимой пьесы Островского страстный, сложный, поэтичный, лирический и очень красивый спектакль. То, что на прогоне всего лишь предчувствовалось, предвещало, но могло не сбыться, состоялось вдруг на таком градусе, что эту грозу я могу смотреть вновь и вновь. Тому способствуют и составы, эта смена исполнителей-персонажей создаёт дополнительную интригу. Я жалела, что Сатирикон не публикует составы, но может, и к лучшему? Я все равно увижу их всех и повторю любимые. Какой кайф от музыки, от хорового пения, от всего аудиоряда! И танцевальная сцена сложилась вполне, и девочка- Алина Доценко со своим аккордеоном хороша необыкновенно. И абсолютно прекрасна Марина Дровосекова. И Феклуша Полины Райкиной идёт в глубину, в жуть, но в то же время как же это смешно! И особый разговор - о Марии Золотухиной, самой неожиданной Катерине из всех, кого я видела. Играющей близость смерти, чуть ли не саму смерть, но в то же время такой живой, смятенной, страстной. Эти огромные монологи, на которых обычно засыпает ползала - как ярко она их ведёт, с какой актерской самоотдачей - тут уж не уснешь. А ещё - массовка: молодые, сильные, красивые девушки и парни, которые моментально превращаются в корявых калиновцев, уверенных в том, что на нас "Литва" упала с неба ( потому мы с нею воевали). И вот это всё прямо и точно попадает в нынешний день, без педалирования, без напряга (ну почти). Три часа утешения, три часа зрительского счастья - и при этом ты не выпадаешь из реальности, ты в ней живёшь.

"Король Лир" 25 ноября. Подтвердилось мое первое впечатление о "Короле Лире" (вообще-то я его третий раз смотрела) - это странноватый спектакль, как если бы экзистенциальный Бутусов на материале Шекспира вздумал ставить древнегреческую трагедию. Время тому способствовало, так что главными силами, управляющими поступками и судьбами, стали красная ковидная Луна и воронье, пророчащее беды. Воля человека сведена к минимуму, и даже Эдмонд (самый активный персонаж), который вроде бы хочет бороться с судьбой, на самом деле идёт у нее на поводу. "Природе поклоняюсь я, как богу",- говорит Эдмонд (Сергей Волков), а ведь именно природа сделала его незаконнорожденным, Лира - дураком, Глостера - слабаком, Регану и Гонерилью - злобными фуриями. Такими они приходят на сцену, такими и уходят, развития нет. От ковида здесь и томительно тянущееся время, замедленный ритм, а главное - человеческая растерянность, инфантильность перед лицом чего-то сильного и страшного (недаром Лир так напоминает огромного капризного ребенка).
Моменты острого чувства: внезапные ощущения братской связи Эдмонда и Эдгара, несколько неудачных попыток Эдмонда отдать герцогу письмо, разоблачающее отца... и, конечно, душераздирающий финал ( правда, не столь смыслово и эмоционально наполненный, как гениальный сатириконовский). Три лучика света в этом царстве: Шут-Крегжде, трубач-Цокуров и лирический Эдгар-Симонов. Именно они привносят в спектакль поэзию, без которой было бы совсем плохо.
Этот "Король Лир" в моем понимании прямо вписан в породившее его время. Есть в нём и предчувствие будущего: когда красная Луна сделает свое дело, люди получат возможность выплеснуть, реализовать все, что в них накопилось. А потом пожинать плоды этого.

"Кабаре"27 ноября
Тэк-с, если вы решили, что я нашла благословенный источник проходок на "Кабаре", вы ошибаетесь: с театром Наций не забалуешь, особенно если говорить о хороших местах - они золотые. Потому снова первое действие с галерки (откуда и фото), а второе... ну всегда найдутся зрители с золотых мест, которым такое зрелище не по нраву.
Состав-мечта бывает редко. На этот раз снова без Александры Урсуляк. К Чураковой у меня претензий нет по сути, точнее, они не важны. Если говорить о драматической составляющей спектакля, она играет девушку, попавшую в такое вот положение: певичка в клубе, нищета, невозможная любовь, ненужная беременность, отсутствие перспектив и уже очевидный алкоголизм. Это узнаваемая история на все времена: да начхать тебе на все горести мира, на грядущий апокалипсис, если у тебя личная драма. Больше ничего в ее Салли и нет. Ну и соответственно нет натяжения, нет связи между ней и Конферансье, чья пунктирно отмеченная, но четкая личная история неотделима от трагедии эпохи. К тому же ее партнёр Бредшоу не транслирует ничего, кроме наивного желания просто уехать из страны, где только что было так хорошо, веселье до упаду - и тут бац, нацисты... И непонимания того, что не у всех есть условный "американский паспорт". Эта "наивная", облегченная сторона спектакля компенсируется прежде всего Конферансье-Сухановым и его "ансамблем", а также мрачным взглядом Дровосековой и абсолютно прекрасной парой (Владимирова- Николенко). Была мысль посмотреть Савцова, но... зачем? Не до любопытства.

театр Наций, САТИРИКОН, вахтанговский, БУТУСОВ

Previous post Next post
Up