"Идиот" реж. Петр Шерешевский, Приют комедианта, Премьера, 6 ноября 2022

Nov 07, 2022 18:55

Получается так: два моих самых любимых актера в ситуации, когда с одной стороны раздаются призывы запретить все, что шевелится, а с другой - заткнуться и не множить "имперскую культуру",смогли высказаться так сильно и ярко, как никогда ранее. Причем на очень непростом материале (сами понимаете, что "Кабаре" сейчас звучит, как выстрел, ну а "Идиот" таков по определению).

"Идиот" - одна из самых значимых книг в нашей жизни, а любое воплощение Мышкина на экране или на сцене вызывает почти жгучий интерес: так велико желание увидеть героя Достоевского, именно что "во плоти", даже независимо от жанра. Лучшие из тех, кого видела я: видеофрагменты со Смоктуновским, Евгений Миронов в сериале Бортко, Федор Бондарчук в фильме Романа Качанова "Даун Хаус", Ингеборга Дапкунайте в спектакле Максима Диденко. Все они - разной степени "очеловеченности", и ее самый крайний, самый "реалистический" вариант - это Миронов, который, при всем уважении, слишком ушел в бытовой психологизм - в ущерб достоевской "фантастичности". В спектакле Шерешевского эта "фантастичность". присутствует, хоть и неявно. Илья Дель Ilya Del в роли Мышкина, что и говорить, был ожидаем давно. И я теперь думаю: а может, так и следовало - подождать. Пока случится то, что случилось, и будет переживаться то, что переживается - а достоевщина в разных видах и формах придет в каждый дом.
Спектакль Петра Шерешевского как раз об этом - о достоевщине, обрушившейся на дом генерала Епанчина, и речь идёт о нашем времени. Достоевский соответственно переписан на новый лад (очень здорово!), а Мышкин и Настя декламируют стихи "собственного сочинения" (молодых современных поэтов). Прекрасное использование киноязыка в спектакле (крупные планы и объемные видеосцены) позволяет буквально заглянуть в душу героев.
Понятно, что наиболее ярко высвечивается то, что находится в фокусе главного внимания режиссера. Так, жертва-Настя (Татьяна Ишматова) по значимости сильно превосходит гламурно-хипстерскую Аглаю (Анна Саклакова). Несоразмерно разрослась роль Ганечки (Александр Худяков) - современный узнаваемый образ практичного циника, с которого просто невозможно сбить налет респектабельности: и дураком-то его выставляют, и петухом он кукаречет - и все как будто так и надо. Пожалуй, самой достойной ему парой была бы генеральша Епанчина (Татьяна Самарина), с ее выученной доброжелательностью, не теряющая присутствия духа даже в совсем уж рискованных ситуациях. Генерал же (Геннадий Алимпиев), в штатском и в очках, временами убийственно напоминает Лаврова (не актера, а министра). Эти трое - безусловные любимцы публики, и во многом благодаря им более чем трёхчасовой спектакль проходит на одном дыхании.
Он вообще как-то очень ладно скроен и крепко сшит - и текстом, и сценографией, и видео, и всем прочим - зрительское внимание держит отлично. Но если спектакль в целом можно попытаться разложить по полочкам, проанализировать, то конкретно с образом Мышкина это сделать гораздо сложнее (так и должно быть, наверное). Разумеется, антагонистом и собеседником героя выступает Рогожин - страстный и в то же время вдумчивый, с воспаленными глазами, полубандит, вся жизнь которого пошла наперекосяк из-за одной встречи (на самом деле - двух встреч, с Настей и Левой). Играет его Антон Падерин - его крупные планы часто идут совместно с крупными планами Деля, на глазах зрителей проходит напряжённая внутренняя жизнь героев.
Для Ильи Деля - это и правда роль-подарок, режиссер использует его актерские возможности по полной, в том числе те, в которых Дель силен, как никто другой. Прежде всего - контрастность, резкие переходы из приторможенности или нежности - в экспрессию, из тонкого психологизма - в гротеск. За чтение стихов - особая благодарность, давно такого не слышала. И все это органично и внутренне обусловлено особым нервно-психическим состоянием, в котором находится герой. Он временами болен (а кто сейчас не болен?) , его мозг работает лихорадочно, возбуждённо, формулировки точны. Он привычно анализирует себя и тонко чувствует других - практически видит их насквозь. Единственный его прокол ( про чувства к нему Насти) легко объясняется отношением к диагнозу ("я должен быть один"), подобные мысли обычно посещают душевнобольных.
И тем не менее, несмотря даже на медицинские пояснения, Мышкин не воспринимается больным, ненормальным... Он воспринимается..."особенным", какой бы смысл ни вкладывался в это слово.
Вышло так, что я вообще не читала отзывов на этот спектакль. Думаю, это было бессмысленно. А теперь интересно, что увидели и почувствовали другие зрители. Подозреваю, впечатления могут сильно различаться, что каждому спектакль откроет что-то своё, важное лично для него. Ну или почти каждому.

Приют комедианта, Дель, Питер, Театр

Previous post Next post
Up