"Турандот", реж. Константин Богомолов, театр им. Пушкина (видеозапись) 2010

Apr 08, 2020 21:06

Признаюсь, что за время так называемой самоизоляции я посмотрела только видеозапись "Чайки", а попытки осилить что-то еще не были удачными. При этом сложилось впечатление, что для людей, не подсаженных на театр, как на наркотик (им уже все равно) важными и актуальными стали спектакли яркие, страстные, эмоциональные... И я подумала, что Богомолов последних лет - как-то мимо, из разряда "что подарить тому, у кого все есть". У нас сейчас уж точно не "все есть". И тут уж высказался сам Богомолов на предмет того, что трансляции - зло и идут во вред и зрителям (деформируют восприятие), и театрам. Насчет трансляций собственных спектаклей последнего времени он, возможно, прав. Но тут театр Пушкина нашел архивную запись "Турандот" - постановки из числа ранних, про которую известно, что показали ее раз 5, не считая прогонов, и публика валила с нее валом. Как, правда, и с той же бутусовской "Чайки", оставшейся в репертуаре Сатирикона, в первую очередь, возможно, благодаря личному решению Райкина (у спектакля сразу же оказалось множество фанатов, и он был в их числе). У "Турандот" таких фанатов не нашлось - и она ушла в историю, а я не успела ее посмотреть.
Теперь наступило странное время, когда стало происходить много чего необычного, а театры стали рыться в своих закромах. И театр Пушкина нашел запись "Турандот".
Начну с главного: это очень талантливый спектакль! И уж он-то как раз дергает за все эмоциональные ниточки, которые для нас сейчас так важны. Не всем он "зашел": запись несовершенна, много текста, есть явные проколы и потому... "скучно". Мне скучно не было совсем, меня захватило сразу же, начиная со знакомых "страшилок" - с "детской" темы, а дальше пошло-поехало. Соединение сказки Карло Гоцци с "Идиотом" Достоевского - специфический богомоловский постмодернизм, так он обошелся с Довлатовым и не только. Где-то получилось хорошо и точно, где-то не очень, но основания для такой драматургии у Богомолова явно были. Андрей Сиротин, известный по студенческой "Истории мамонта" и больше, по-моему, ни по чему, впоследствии должен был играть Тьмышкина в "Князе", но ни он, ни другой актер там так и не появились. Играл сам Богомолов - и это, видимо, правильно. Впрочем, я могу путать, и Сиротин должен был играть Треплева... Но я невольно начала примеривать на него образ Тьмышкина, и небезуспешно. Немного невнятный интроверт, наивный и упертый, но обладающий какой-то собственной картиной мира. Богомолов-Тьмышкин был таким же, но по понятным причинам, ярче и точнее. Очаровательная юная Александра Урсуляк - одновременно роковая брюнетка "во вкусе Достоевского" и влюбленная школьница с психологической травмой. Интересно, что у Бутусова ("Макбет Кино") "детское"- это из бессознательного, и страшилки звучат и выглядят по-другому. Стилистика Богомолова - из разряда эротических клише. И тут важнейшую роль играет герой Вержбицкого - с его цинизмом, сентиментальным эгоизмом и чувством безнаказанности. (Кстати, сегодня я прочитала об очередной конспирологической теории коронавируса. Дескать, его придумали или распространили с целью вывести на чистую воду педофилов - из числа крупных воротил бизнеса, людей власти, католической церкви и творческой элиты. Которые, помимо прочего-сексуального, грубо говоря, "пьют кровь младенцев". И сразу "Князь" вспомнился.) Кстати, Вержбицкий - единственный актер спектакля, сыгравший в "Князе", тоже не слишком долго пожившем на сцене и буквально выросшем из "Турандот".
Два момента у меня как-то не задались: перевертыш с Турандот, оказавшейся матерью Калафа (я даже не поняла, как это и зачем), и, что особенно обидно - финал, внешне очень декоративный, смыслово упрощенный, с шикарным Вержбицким, поющим "May way".
Теперь уже вызывает недоумение то, что с "Турандот" толпами уходили зрители - возможно, те же, кто потом легко и радостно смотрел "Идеального мужа" и "Карамазовых". Потому и важно было увидеть спектакль, хотя бы в виде записи. Становится понятно, что за прошедшие 10 лет не только режиссер прошел некий "путь", но и театральный зритель изменился, можно сказать, вырос - в том числе благодаря усилиям режиссера.

театр Пушкина, Богомолов, видеоверсии, театр

Previous post Next post
Up