Oct 13, 2019 22:37
По первому впечатлению в фб:
"Бориску на царство?!!" Театрально-политическая феерия в типичном собянинском московском пространстве, пропитанном строительной пылью, благоустроенном спортивными площадками. Но и вечное - понтовые имперские купола и роскошный красный рояль "Москва", который придавит или поглотит того, кому удастся на нем сыграть какое-то время. Точнейший, по-царски харизматичный Тимофей Трибунцев, косноязычные бояре-подхалимы, скрывающийся в ответственные моменты церковный иерарх.
Серьезная жесть (гробы), а есть и грубо-плоское (Димитрий). Мне не дано понять, почему сцена у фонтана была решена в таком, неудовлетворительном для меня ключе. Но я уже смирилась с тем, что многое у Крымова мне не дано понять.
Зато сколько театрального кайфа!
Теперь можно и добавить. Про "Бориску на царство" - вряд ли это только мои ассоциации из Гайдая. В одном из "отеческих гробов" - прах князя Василия Косого (реально жившего), а Зинаида В "Иване Васильиче" собиралась сниматься у какого-то Велимира (или ВладимИра) Косого. Это, конечно, ерунда, но ерунды вообще в "Борисе" много. Из этого сора складывается довольно жесткая сатира на власть и на народ - не совсем такая, как у Пушкина.
Спектакль неровный. Аккурат после известия о письме из Кракова, когда ждешь нарастания, происходит какой-то сбой, все становится маловразумительным - что по сути легко объяснить принятой формой: представление идет в жанре корпоратива (поздравления царя с восшествием). Речи сказаны, ритуалы соблюдены, гости выпили и расползлись по углам, и Борис остается практически наедине с "концертом". В общем, воцарение Бориса, его деятельность на посту, попытка сопротивления, смерть, убийство наследника - всё это происходит в реальном времени, пока идет концерт.
Поэтому и "сцена у фонтана" сляпана кое-как силами замученной домашним хозяйством певицы неудачницы (как приготовить борщ - для нее важнее и искусства, и царствования) и мальчика, которому в жизни так не повезло, как только можно - и вся его злость и агрессия станет почвой для завоевания власти. В роли Марины у нас была Мириам Сехон, в роли Димитрия - Мария Смольникова. Обе всё возможное сделали для решения своих задач.
С исполнителями все вообще любо-дорого. Трибунцев и Михаил Филиппов то солировали, то управляли. Вереница бояр, Юродивый (всамделишный поэт Герман Лукомников), хор тётушек (настоящий), мальчик-пианист, ведущая концерта Инга Сухорецкая - отличные. Также и весь визуальный ряд с деталями, вырастающими до символов (чего стоит каракулевая шуба Марины!), огромным пыльным пространством (вроде бы там были провиантские склады).
И отдельно о финале - он очень хорош!
Трибунцев,
Крымов,
театр