Sep 23, 2019 16:40
Это был подарок на ДР, иначе я, видимо, отложила бы повтор на дальнее время из-за практических соображений, хотя уже было нестерпимо интересно, как изменился спектакль, как на него повлияли полноценные репетиции и зрительская реакция на первые показы. Дело в том, что в прошлый раз мы видели действительно сырой вариант, при этом максимально наполненный сценами и текстом, как обычно и бывает у Бутусова на прогонах.
Теперь спектакль действительно стал короче - за счет точечных сокращений и, главное, за счет бОльшей сыгранности, которая помогла ему обрести более четкий ритм - а без него здесь никак. В итоге уже нет сильного перепада между макбетовскими первыми двумя действиями и брехтовским третьим.
Мои претензии остались прежними. Актеры не всегда справляются с большим количеством сложного образного текста, это во первых. Во-вторых, чехарда женских образов порой ставит в тупик даже тех, кто хорошо знает пьесу. Полагаю, есть разгадка многоликости Сольвейг, но мне даже голову ломать не хочется, почему она (то есть Яна Соболевская) оказывается то Тролльчихой, то Великой Кривой, а "на лыжах" к Перу прибегает "Ингрид". В других спектаклях Бутусова такая взаимозаменяемость и раздвоение исполнителей казались обоснованными, здесь - нет. Странноватой выглядит (особенно для непосвященных) сцена с Осе "на крыше"
Но несмотря на многие нестыковки, в том числе с моими ожиданиями, меня снова зацепило. То, что когда-то открылось в ранней юности: тревога о том, какой будет долгая будущая жизнь, предчувствие Великой Кривой вместо гладкого пути, мир грез, перепутанный с реальностью, неготовность жить "по правилам" в устойчивом однообразном мире. Желание "самого лучшего" - то есть именно того, что будет лучшим для тебя самого. Эта бутусовская борьба с "предопределенностью" и то, во что она выливается. Спектакль-предчувствие и спектакль-итог (промежуточный, конечно). И еще очень точное ощущение, что пока мы идем по своему пути - Судьба по следу идет за нами, как в стихотворении Тарковского из "Зеркала". И из "Зеркала" же запутанность и важность линии сын и мать, а также тема Крысолова - обстоятельств, уводящих в сторону, лишающих воли... Сложный спектакль.
Тандем двух Перов - Сергея Волкова и Павла Попова - мне кажется очень удачным. Попов выглядит более психологически убедительным и противоречивым, но Волков "берет" брехтовскими отчаянными декларациями, к тому же лучшая, на мой взгляд, сцена - финал 2-го действия (разговор с матерью и ее смерть) - это его сцена.
Евгения Крегжде точна и вообще прекрасна, Яна Соболевская очень хороша, но ее роль в целом вызывает вопросы. Отдельная благодарность - Музыканту Юрию Цокурову. Повторю, что спектакль держится на ритме, который во многом - его заслуга.
вахтанговский,
БУТУСОВ,
театр