"Узкое" находится неподалеку от Палеонтологического музея, где мы в свое время бывали довольно часто, и усадьба с ее парком манила к себе, как запретный плод. Там расположен санаторий Академии наук, и с 30-х годов прикормленная советской властью научная и творческая элита поправляла там свое здоровье - среди музейных интерьеров, в прекрасных парках, практически недоступных простому люду. И сейчас попасть туда можно лишь в составе экскурсии, и надо сказать, это того стоит. С одной стороны - место историческое, земля на границе Московского уезда, когда-то принадлежащая Стрешневым, Голицыным, Толстым, Трубецким. С другой - достаточно почитать мемуары или переписку каких-нибудь видных деятелей СССР (или членов их семей) - узнаешь об их впечатлениях о жизни в "Узком" (я, кажется, впервые прочитала о санатории в мемуарах Коры Ландау). Как метко заметила моя театральная знакомая Надежда, "мы гуляли по обломкам двух империй". Почему по обломкам? А вот почему.
Через эти ворота подходим к месту сбора экскурсионной группы.
Главный ориентир - храм Казанской иконы Божьей Матери, очень красивый, построенный в конце 17 в. Наш экскурсовод Александр Спивак рассказал о его сложной судьбе, о том, каким принципиальным изменениям подвергся внешний вид храма после реставрации. А позже я прочитала еще и о том, что уже после передачи его РПЦ приход был оштрафован за самовольное строительство на его территории, которое также негативно сказалось на восприятии архитектурного памятника. Но он все равно очень красив.
А вот о том, штрафуют ли РАН за то, что здание усадьбы имеет такой запущенный вид, мы так и не узнали. Четырнадцать лет назад моя подруга работала на съемках сериала "Гибель империи", которые проходили много где, в том числе в парке "Узкого", и говорит, что тогда главный дом не производил тягостного впечатления. Что сейчас - судите сами.
Понятно, что фотографироваться на таком фоне - милое дело.
Это непарадная часть, с заколоченным входом. Но видно, каким красивым было бы здание, если хотя бы покрасить деревянные стены. Обычно так выглядят "заброшки", а тут же речь идет об используемом объекте.
Парадный фасад - получше, но впечатление запущенности все равно сохраняется.
Напротив входа - живописный "ледник", в котором хранились продукты.
Из красивого. По этим дорожкам и аллеям кто только не гулял, а Пастернак даже стихотворение посвятил липовой аллее "Узкого". Мы теперь тоже погуляли.
Понятно, что шаг вправо-влево - и попадешь в подобное место:
Что особенно важно, нас пустили в дом! Стараясь не мешать немногочисленным (так нам показалось) отдыхающим, мы прошли несколько залов, заполненных трофейной немецкой мебелью, картинами из Потсдама. Но есть и Боровиковский.
И самое интересное - работы Кустодиева, Головина, Бакста и других художников 20 в. (из коллекции народовольца и ученого Н.А.Морозова), имеющие несомненную художественную ценность.
Большая часть этих работ сконцентрирована в бильярдной.
Еще мы увидели фотографии, автографы и прочие раритеты. Вот фото Станиславского в компании с Бернардом Шоу и Луначарским, сделанное в "Узком" (Луначарского при публикации обычно "отрезают").
Пастернак.
В помещении бильярдной, где когда-то был кабинет, умер великий русский философ Владимир Соловьев. П.Н.Трубецкой был его, как бы сейчас сказали, фанатом, Соловьев приехал к нему, уже чувствуя скорый уход.
И это, пожалуй, самое важное историческое событие, произошедшее в "Узком". Остальные - из области исторических и литературных мифов (что Наполеон смотрел на Москву с колокольни храма, что прототипом пушкинской "пиковой дамы" была княгиня Голицына, а знаменитая "княгиня Марья Алексевна", мнения которой так боялся Фамусов - это владелица "Узкого" Мария Алексеевна Толстая).
Нынешние обитатели усадьбы поправляют свое здоровье среди остатков прежней роскоши. Это столовая (с особым столом для академиков).
Гобелен в рамочке в гостиной. Зеркало в прихожей.
В заключение - о постройках, находящихся за пределами санатория (и имеющих наиболее аутентичный вид). Конный двор с пестрой толпой экскурсантов.
Дом, в котором, судя по всему, жил управляющий.
Прекрасная реконструкция деревянных ворот, выполненная в 90-е.
Несмотря на предгрозовую погоду, из-за которой было душновато, а фото получились тусклыми, прогулка удалась на славу. Рада была повидаться с театральными знакомыми Маргаритой (благодаря ей я и попала на экскурсию) и Надеждой. А Александр Спивак - отличный экскурсовод!