"Жанна д’Арк"- пластический спектакль, в основе которого лежит пьеса Бернарда Шоу "Святая Иоанна", но это спектакль без слов; конечно, не балет, но кроме драматической игры он требует от актеров серьезной выразительности движений. История Орлеанской девы к такому жанру располагает: есть героический сюжет, яркий характер, а еще - особенный средневековый антураж, очень зрелищный. И спектакль получился зрелищный и яркий, несмотря на то что по колориту он довольно темный. Потому что Средневековье в нем представлено "темным" и воинственным, как и следовало ожидать. Да и церковь - воинственная. Даже Голоса, являющиеся Жанне (свет, мечта) вручают ей меч и отправляют воевать. Голоса - белые, Епископ (Александр Матросов) - черный, а Инквизитор - красный. Эти три цвета и составляют главную цветовую палитру спектакля.
Уже знакомая по другим постановкам театра задняя кирпичная стена превращается в стену крепости, к ней приставляются лестницы, и игра этими лестницами, их падения, подъемы, "падения" с них актеров помогают создать картину боя, довольно достоверную, не меньше, чем передвижения и танцы воинов.
Есть здесь и роскошная лошадь, на которой героиня практически парит в небе (лошадь напомнила мне совсем другую, но тоже стильную и символичную - в спектакле Землянского "Демон").
Сама Жанна (Анастасия Панина) - юная девочка, нервная и шустрая, ей трудно убедить всех в своей миссии, настолько ее облик противоречит представлениям о настоящем военачальнике. В ней нет ни величия, ни уверенности в своей силе, только настойчивость, с которой она снова и снова вступает в схватку - с рыцарями, с королем, потом - с врагами на поле боя, потом - с тюремщиками.
Когда-то я смотрела другой спектакль Землянского - "Демон" по поэме Лермонтова в театре им. Ермоловой. Он мне показался немного гламурным, хотя нельзя было не отдать должное фантазии режиссера. "Жанна д’Арк" понравилась больше - видимо, сочетанием визуального решения и музыки - стильной, ритмичной, "средневековой". Этот ритм сохранялся и в том, как падали с высоты длинные полотнища - впечатляющее зрелище. И вообще спектакль, несмотря на отсутствие "парадности", очень красивый - как ожившая графическая иллюстрация к старинной книге.
фото afisha.ru
За приглашение спасибо театру
http://teatrpushkin.ru/,
moscultura и лично
tushinetc