Feb 22, 2017 01:34
Как всегда у меня бывает с бутусовскими спектаклями, второй просмотр оказался сильнее первого. Дело не в том, что премьеры бывают обычно более сырыми, а в особенностях восприятия: в первый раз я чуть ли не задыхаюсь от обилия впечатлений и эмоций, глаза разбегаются, нить ускользает, упускаешь многое. С "Барабанами" то же самое. Только теперь я по-настоящему видела спектакль. Кстати, смотрела с 1 ряда амфитеатра и думаю, что здесь это лучший вариант. Не могу сказать, что сценография потрясает, бывало и сложнее, и парадоксальнее, но мизансцены таковы, что фигуры актеров - статичные, танцующие, покачивающиеся (сцена с "повешенными") - составляют вместе с реквизитом живую, бесконечно меняющуюся и очень красивую картину. В спектаклях Сатирикона и Ленсовета этот эффект присутствует в меньшей степени, чем в Пушкинском и Вахтанговском.
Впервые поняла, что критики, говорящие, что зрители ценят Бутусова не за мысль и психологизм, а за эмоции, визуальную красоту и плей-лист, имеют для этого некоторые основания. Я с ними не согласна, но в данном случае должна признать, что в памяти остались прежде всего аудио-визуальные образы. Музыка звучит в ушах, "картины" стоят перед глазами.
Сейчас у меня какое-то "время Трибунцева". Несколько лет назад все думала: ну будут ли у него когда-нибудь главные роли? Теперь понятно, что не только сам артист расцвел, не только режиссеры его заметили и нашли к нему ключики - появился новый герой. И этот герой - отчаянный, очень живой, сильный и сложный, со своими "тараканами", "маленький человек" - интересен и нравится современным зрителям. Это добро, это гуманизм, это "ересь человекопоклонничества", как выражается нынешняя церковь.
Мне очень нравятся и партнеры Трибунцева по спектаклю. Экспрессионизм Брехта-Бутусова очень под стать Александре Урсуляк; замечательно играет Фридриха (с его бедой и его правдой) Александр Матросов; очень удачно получился персонаж-официантик у Анастасии Лебедевой, с хорошим сочетанием достоверности и "очуждения". Остальных я пока в большей степени воспринимаю как часть живой "картины".
Второе действие произвело самое сильное впечатление - с его нелогичностью, потерей "линии", документальными кадрами, потрясающей "Балладой о мертвом солдате". Именно оно и сделало спектакль спектаклем, проявила его мысль, сфокусировала эмоции. Правда, финал мне, как и в первый раз, кажется недостаточно "подготовленным". Все-таки революция играет здесь "кое-какую роль" (по словам официанта). Путь к великолепному финалу и "перерождению" Краглера вышел скомканным, не вполне убедительным. Но финал прекрасен! Как и поклоны - всё побеждающий бой барабанов.
театр Пушкина,
Трибунцев,
БУТУСОВ,
театр