Беларусь - это не только натуральные продукты, развитая инфраструктура, спорт, косметика и фабрика «Милавица». Это страна с 18-летним опытом подавления гражданского общества. Здесь не действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В тюрьмах Беларуси содержатся узники совести и политические заключенные: правозащитники, журналисты, политические активисты, не совершавшие насильственных действий и получившие реальные сроки за критику властей. Власти Беларуси используют узников совести и политических заключенных как разменную монету в политических торгах с Евросоюзом, США и Россией. Здесь невозможно зарегистрировать независимую организацию или получить разрешение на митинг. Деятельность от имени незарегистрированной организации - уголовное преступление.
В этом 2014 году прошел третий
Международный день солидарности с гражданским обществом Беларуси. В этот раз помимо ставшего традиционным тезиса «солидарность сильнее репрессий», мы предлагали обратить особое внимание на молодых активистов и солидарность с ними, а также на отстаивание гуманистических ценностей в культуре и искусстве. Несмотря на все сложности, в Беларуси действуют сильные гражданские организации и инициативы, продолжают работать правозащитники и активисты, которые стараются менять ситуацию, продвигая ценности равенства, ненасилия и прав человека. И
среди них много молодых людей и молодежных инициатив. Акция солидарности с ними - это возможность выразить нашу поддержку и показать, что они не одиноки в своей борьбе, а также рассказать о них жителям разных стран и городов и повторить на разных языках: «Солидарность сильнее репрессий!»
Акции солидарности прошли в Санкт-Петербурге, Воронеже, Мурманске, Самаре, Петрозаводске, Лейпциге (Германия), Страсбурге (Франция), Стамбуле (Турция), Варшаве (Польша), Праге (Чехия), Швеции, Литве, Молдове, Казахстане и Кыргызстане. А я хочу рассказать о познавательном вечере, который мы провели 4 августа в Москве.
Подготовка к ответственному дню:
Старт - в скверике у Сахаровского центра. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова отстаивает интеллектуальную и политическую свободу, уважение к личности, гражданскую ответственность, соблюдение прав человека, информационную открытость гражданского общества и государства. Если вы до сих пор не нашли повода там побывать -
зайдите на их сайт, и повод найдется. Очень рекомендую посетить
бесплатную экскурсию, она может длиться до 4-х часов, но никто не уйдет обиженным.
Следующая остановка - серия одиночных пикетов в центре города (много нас):
Общаемся с прохожими:
И полицией:
Полиция заботливо отгоняет излишне разгоряченных прохожих:
А мы продолжаем нашу небольшую экспедицию. Соловецкий камень на Лубянке привезен с территории бывшего Соловецкого лагеря и установлен в 1990 г. в память жертв тоталитарного режима. Для фотографии мы прислонили к камню текст Валентина Акудовича (1950 г. р.). Это беларусский писатель и философ, он учился в Московском Литинституте. Прежде чем стал писать для изданий, успел поработать на хлебозаводе, автобазе, в Доме пионеров, Минской школе туризма. В 1998 г. написал книгу «Меня нет. Размышления на руинах человека», которая сделала его культовой фигурой философской беларусской мысли 90-х гг. После он написал книги «Разрушить Париж», «Диалоги с Богом», «Код отсутствия» «Архипелаг Беларусь», «Книга о Ничто», отличающиеся оригинальностью и глубиной мысли. Валентин Акудович - лауреат нескольких литературных премий, среди них - премия Беларусского ПЕН-центра.
«Надо постоянно делать то, что ты считаешь необходимым для прихода свободы. Вкрутить лампочку в подъезде, сказать продавщице "дзякуй"... Весна приходит не потому, что обязана приходить, а потому, что мы ее ждем. Я сгребаю снег со своего порога - и весна наступает быстрее!..» Валентин Акудович
У подножия памятника мы сфотографировали тематическое высказывание Василя Быкова (1924-2003) - беларусского писателя, ушедшего на фронт в 18 лет. Он приобрел известность благодаря произведениям о Великой отечественной войне «Мертвым не больно», «Третья ракета», «Сотников», «Дожить до рассвета». В рассказах и повестях Василя Быкова нет героической торжественности или пафосной напыщенности, он не лжет, показывая ту действительность, которую видел. Идеи спасения целого мира от гибели и ценности одной-единственной человеческой жизни, общая история и частные события переплетаются в произведениях Василя Быкова. Писатель считал себя «реалистом», но сквозь прозу у него нередко проглядывает притчевый подтекст. В 1980 году ему присвоили звание Народного писателя Беларуси.
«Жизнь - вот единственная ценность для всего сущего, и для человека тоже». Василь Быков
Если идти от Лубянки по Театральному проезду, то скоро встретится памятник первому русскому книгопечатнику Ивану Федорову, жившему в XVI веке. Его род, скорее всего, происходит с беларусских земель, как и он сам. Компанию первопечатнику мы составили с помощью строчек из произведений Якуба Коласа, родившегося спустя 350 лет, и современной писательницы Светланы Алексиевич. Якуб Колас (1882-1956) - поэт и писатель, классик беларусской литературы, учитель по образованию. Основная тема его дореволюционного творчества - крестьянская трудовая жизнь. Широкую известность получили поэмы «Новая земля» и «Сымон-музыкант». Отдельными направлениями творчества можно назвать тему Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. В советское время писатель также обращается к национальной тематике, для его произведений характерен большой интерес к народному духу и гуманистическая направленность. Они отличаются богатством языка и высокой степенью правдивости.
«Смысл нашей жизни - непрерывное движение». Якуб Колас
У самой Красной площади на Никольской улице находится восстановленный Заиконоспасский монастырь. Именно здесь беларусский просветитель, богослов, поэт и астролог Симеон Полоцкий основал в 1678 году Славяно-греко-латинскую академию. Одна из цитат, выбранных нами для этого места, принадлежит Светлане Алексиевич (1948 г.р.). Эта беларусско-украинская журналистка и писательница попробовала себя в разных жанрах, прежде чем нашла свой путь. Писала она и о художниках, и о науке, занималась даже педагогикой. Однако главными плодами её жизни и творчества являются книги, где сотни людей рассказывают о пережитых ими всенародных трагедиях. «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва», «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» - материал концентрируется в образ времени. Великая Отечественная война, Афганистан, Чернобыль, развал Советского Союза. Достоверность и близость к реальному сочетается с психологизмом.
«А меня никто сегодня не убедит в том, что есть нечто, равноценное человеческой жизни». Светлана Алексиевич
Мы, конечно, не могли пройти мимо Красной площади, не вспомнив высказывание поэта, публициста и революционера Кастуся Калиновского (1838-1864) о взаимоотношениях власти и общества. Выпускник юридического факультета Петербургского университета, создатель и руководитель революционной организации в Гродно, автор и редактор издаваемой с 1862 «Мужицкой праýды», он был казнен в возрасте 26 лет на Лукишской площади в Вильно. Кастусь Калиновский продвигал теорию прогрессивного развития общества, созданную русскими и польскими революционер-демократами. Ею он обосновывал необходимость борьбы за новые общественные порядки, утверждение справедливого социального устройства и равенства. Мысль о неизбежном наступлении лучшей жизни для народа неоднократно приводилась им на страницах «Мужицкой праýды» и «Писем из-под виселицы».
«Не народ для правительства, а правительство для народа». Кастусь Калиновский
Король Артур и рыцари Круглого стола тоже поддерживают гражданское общество Беларуси и спешат высказать слово солидарности:
«Лишь в служении друг другу мы обретаем свободу». Король Артур
Уже совсем стемнело, когда остатки нашей экспедиции добрались до скверика на Кутузовском проспекте, где 7 июля 2007 года был установлен памятник беларусскому поэту, публицисту и драматургу Янке Купале (1882-1942), одному из основоположников новой беларусской литературы. За первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка») его преследовал комитет по делам печати при царском МВД в 1908 году, а с начала 1920-х за дело взялась советская цензура. Главным обвинением стали националистические воззрения: пьеса «Тутэйшыя» была запрещена на этом основании. Изнурительные допросы в ГПУ довели его до попытки самоубийства. Все вы точно знаете стихотворение Янки Купалы «Хто ты гэткi?», написанное в 1908 году. Оно стало известным благодаря песне «Не быць скотам» беларусской группы «Ляпис Трубецкой», увидевшей в нескольких строчках эпос и историю целого народа.
Хто ты гэткі?
- Свой, тутэйшы.
Чаго хочаш?
- Долі лепшай.
Якой долі?
- Хлеба, солі.
А што болей?
- Зямлі, волі.
Дзе радзіўся?
- Ў сваёй вёсцы.
Дзе хрысціўся?
- Пры дарожцы.
Чым асвенчан?
- Кроўю, потам.
Чым быць хочаш?
- Не быць скотам.
Янка Купала
Янка Купала погиб в 1942 году при невыясненных обстоятельствах, сорвавшись в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами гостиницы Москва.
«Нет для духа вольного границ». Янка Купала
Я не могу закончить нашу прогулку без рассказа о беларусском правозащитнике Алесе Беляцком. Он председатель правозащитного центра «Вясна», вице-президент Международной федерации прав человека, историк и филолог. 4 августа 2011 года Алесь Беляцкий был арестован и приговорен к 4.5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества якобы за неуплату налогов с пожертвований, которые пошли на деятельность правозащитного центра «Вясна» и помощь политзаключенным. Международными правозащитными организациями Алесь Беляцкий был признан узником совести. За время заключения Беляцкого в десятках городов Европы прошли акции солидарности с политзаключенным. Именно день ареста Алеся послужил точкой отсчета для Международного дня солидарности с гражданским обществом Беларуси. 21 июня 2014 года Алесь Беляцкий досрочно освобожден по амнистии после того, как отбыл в колонии более двух третей своего срока. Сейчас он собирается продолжить деятельность, которой занимался три года назад перед арестом. Своей целью он ставит добиться освобождения всех заключенных оппозиционеров, а также защищать права человека в Беларуси.
«Сила правозащитников - в международных контактах и международной солидарности. Права человека давно уже не являются чисто внутренним делом отдельных государств, они имеют универсальный и повсеместный характер. А правозащитники являются теми частицами, которые разносят кислород свободы по всему организму человечества». Алесь Беляцкий
А в качестве бонуса для самых терпеливых читателей - песня группы «Ляпис Трубецкой» и фотопутешествие ее заглавной строчки.
Click to view