https://lot1959.livejournal.com/610346.html?view=comments#commentsНасчитал 7 ошибок.
3 ошибки нашёл коллега sergiovillaggio
https://sergiovillaggio.livejournal.com/
1. Флаг на мачте.
На ходу флаг понимают на гафеле, на якоре - на флагштоке.
2. Вымпел белого цвета.
Вымпел ВМФ СССР - красный.
3. Под правой краспицей флаг СССР, под левой - Панамы.
При проходе в чужих территориальных водах под правой краспицей поднимается флаг страны-хозяйки акватории. Флаг своей страны не поднимается.
В те годы Панамский канал, и земли к нему прилегающие, де юре и де факто принадлежали США. Поэтому флаг должен быть американским.
4. Одинарные марки на трубах двух тральщиков.
Одинарная марка была только у «Стрелы».
5. Дальномеры под чехлами.
На переходе дальномеры снимали.
6. Личный состав тральщиков одет по форме №2 (белый верх, чёрный низ).
Это парадно-выходная форма одежды.
На кораблях матросы должны быть в рабочем платье (роба и штаны белого цвета).
7. 100-мм орудия на переходе тоже снимали, но никаких оснований под ними не было.
Ниже фотографии четырёх тральщиков сделанных БОХР США на подходе к Панамскому каналу:
Днем рождения Тихоокеанского флота считается 21 апреля 1932 г., а уже 4 мая того же года была сформирована бригада траления и заграждения под командованием А.В.Васильева. В ее составе числились переоборудованные из торговых судов заградители, а позже и тральщики - бывшие буксиры. Еще летом 1935 г. нарком обороны К.Е.Ворошилов распорядился отправлять БТЩ, предназначенные для Дальнего Востока, по железной дороге в виде секций с последующей сборкой на месте. Это решение повергло в замешательство как представителей УМС, так и промышленности. Технология постройки тральщиков не предусматривала секционной сборки, к тому же на Дальнем Востоке не справлялись со сборкой подводных лодок, не говоря уже о постройке кораблей других классов. Совместными усилиями начальников Главморпрома - РА.Муклевича и УМС - В.М.Орлова удалось добиться разрешения на переход тральщиков на Тихий океан своим ходом. Первоначально планировалось отправить 10 БТЩ проекта 58, но в начале 1939 г. приняли решение отправить на Тихоокеанский флот два дивизиона (по одному с Балтики и Черного моря) из четырех единиц каждый.
Ориентировочно выход первой группы - черноморского Отдельного дивизиона базовых тральщиков, куда вошли "Веха", "Чека", "Параван" и "Капсюль", намечался на 6 апреля 1939 г., так как весной в Индийском океане происходит смена муссонов, и это время благоприятно для плавания. Командир бригады траления В.Г.Фадеев и флагмех бригады К.М.Кашин были вызваны в Москву к наркому ВМФ. Здесь черноморцам дали "зеленый свет" во всех инстанциях, в том числе и по укомплектованию всеми видами снабжения. Началась экстренная подготовка четырех БТЩ, стоявших у Телефонной стенки в Севастополе. Рабочие СМЗ произвели наварку тамбуров входа в машинное и румпельное отделения по типу рубочных люков у субмарин. Устранили все дефекты вентиляционных систем в выходящих на палубу крышках, в задрайках иллюминаторов, водонепроницаемых дверей и световых люках над машинными отделениями. Демонтировали для улучшения остойчивости 100-мм и 45-мм орудия, параван-тралы и буи трала Шульца. В погреба вместо боезапаса приняли продовольствие. Дорожки минных путей закрыли деревянными щитами. Поперечные палубные 1*вы в районе камбуза пришлось подкрепить специальными продольными стальными планками (по четыре штуки на борт). На флагманском БТЩ "Веха" установили мощную радиостанцию, способную поддерживать надежную связь с базой из отдаленных районов океана. На камбузе каждого БТЩ смонтировали минихлебопекарню, а из-за отсутствия холодильников приняли запас продуктов, не требующих замораживания (икра, шпроты, копченые колбасы, консервированная осетрина, шоколад, цитрусовые и т.п.). В машинном отделении поставили специальный деревянный кранец с едой на случай длительного шторма. По плану перехода предусматривались движение 16-узловым ходом и заходы в четыре порта для пополнения запасов воды и свежей провизии.
В период подготовки тральщиков к дальнему плаванию потребовалось ввести их в Западный сухой док Севморзавода для очистки и покраски днища. Эту операцию поручили командирам БТЩ "Груз" капитан-лейтенанту Л.Г.Леуту и БТЩ "Щит" капитану 3 ранга С.Е.Мордарьеву. Задача осложнялась сильным штормовым ветром. На рассвете корабли подошли к Павловскому мысу и с трудом вывернули на створы входа в Корабельную бухту. Вход в узкий ковш завода представлял собой непростую задачу, так как у стенки артзавода ремонтировались подводные лодки, а с другой стороны бухты находились корпуса достраивающихся тральщиков. По обе стороны бухты собралась масса зрителей, и БТЩ Леута на полном ходу вошел в Западный док. Уже в воротах дока командир отработал "Полный назад!". Дизеля на секунду замолкли на реверс, а затем, как пушки, выстрелили газоотводные трубы, сопровождая звук черным дымом. Последовала команда "Стоп, машина!", БТЩ замер на месте и на стенку дока подали бросательные концы. Следом в док буквально влетел тральщик старого морского волка Мордарьева, задача которого была еще более трудной, поскольку в доке уже стоял БТЩ. Ювелирная заводка прошла под крики "Ура!" и аплодисменты.
После завершения предпоходовой подготовки 21 - 23 марта 1939 г. четыре тральщика совершили пробный выход в Одессу. На переход был назначен и флагманский штурман ВМФ Куликов, а также группа курсантов гидрографического факультета во главе с Н.Ю.Рыбалтовским. 27 марта 1939 г. заместитель наркома ВМФ флагман флота 2 ранта Н.Г.Кузнецов подписал распоряжение с указанием маршрута перехода: Севастополь - Порт-Саид - Аден - Коломбо - Манила - Владивосток, запасной пункт захода-Карачи. Опасаясь нападения флота Императорской Японии, командиру ОД БТЩ, согласно инструкции, подписанной 5 апреля зам. начальника морского штаба капитаном 1 ранга В.А.Алафузо-вым, предписывалось по выходу из Манилы соблюдать полное радиомолчание, а "при получении вами в пути условного выражения "поздравляем рождением сына" вам надлежит следовать в Петропавловск, оставляя Японию к весту".
Командовать отрядом тральщиков назначили дальневосточника - капитана 3 ранга П.П.Михайлова, военкомом - А.Л.Расскина. Михайлов рекомендовал назначить на поход своих командиров кораблей: "Веха" - Медведев, "Чека" - Никольский, "Параван" - Кошкаров, "Капсюль" - Соколов. В 12.00 6 апреля 1939 г. отряд вышел из Севастополя и взял курс на Босфор. Сгустился туман, ночью корабли сбавили ход до 12 узлов и выпустили туманные буи (металлический буек на растительном тросе длиной 250 м), которые почти доставали до форштевня идущего позади мателота. На флагмане ошиблись в расчетах, забыв о сносе западным течением. Отряд вошел в ложный Босфор, но ошибку вовремя заметили, и тральщики вскоре стали на якорь в бухте Буюк-Дере пролива Босфор. Здесь корабли посетили советские консул и атташе.
В Мраморном море строй прорезал итальянский торговый пароход, но столкновения удалось избежать. Дарданеллы отряд прошел без происшествий, а Эгейское море тральщики прошли с попутным 7 - 8-балльным ветром. К утру 10 апреля корабли подошли к Порт-Саиду и ошвартовались у о. Фест-Айленд для карантинной проверки и приема запаса воды и продовольствия. По итогам похода лучшим был признан БТЩ "Веха". Около полудня 12 апреля отряд начал плавание по Суэцкому каналу (длиной 161 км) со скоростью 12 уз. Утром 16 апреля корабли прибыли в Аден и простояли здесь трое суток для отдыха личного состава и пополнения запасов.
Третий этап похода начался 19 апреля, и корабли взяли курс на Цейлон. Предстояло пройти около 2100 миль, а на "Параване" лопнула крышка цилиндра правого дизеля. За сутки мотористы устранили поломку, и все это время тральщик поддерживал 12-узловой ход на полных оборотах левого дизеля. Утром 25 апреля отряд прибыл на рейд Коломбо, и после пополнения припасов покинул порт 29 апреля. Огибая о.Цейлон, тральщики попали в сильный шторм. Сила ветра возросла до 9 - 10 баллов, крен при бортовой качке достигал 40°, но БТЩ вели себя хорошо. Утром 2 мая ветер стих, и отряд увеличил ход при следовании Малаккским проливом у Сингапура. На третьи сутки перехода корабли вновь попали в шторм. Волнение моря было 8 - 9 баллов, а сила ветра - 11 баллов. Крен достигал при бортовой качке критической отметки в 52 - 53°. Ударом волны на "Параване" заклинило руль, и БТЩ начал описывать циркуляцию. Но поломку удалось быстро устранить, и корабль занял свое место в строю. Все восемь суток хода до Манилы прошли в штормовых условиях. В Маниле личный состав отдыхал до 13 мая.
Начался пятый этап перехода в 1900 миль. Корабли прошли мимо о. Тайвань (Формоза) и в Восточно-Китайском море попали в 7-балльный шторм. В Японском море шел дождь, экипажи приводили корабли в порядок перед прибытием во Владивосток. Отряд вошел в бухту Золотой Рог днем 17 мая 1939 г., и тральщики ошвартовались кормой по порядку тактических номеров к причалу № 33. Командующий Тихоокеанским флотом И.С.Юмашев поблагодарил экипажи за успешное выполнение правительственного задания, отметив, что вместо 47 суток поход выполнен за 41 сутки (в том числе 28 суток на ходу). Большинство офицеров остались на Дальнем Востоке, но часть возвратилась в Севастополь во главе с Д.М.Ратнером и механиком отряда В.Причастенко. П.П.Михайлов, теперь уже в звании капитана 2 ранга, принял в Ораниенбауме (Ломоносов) командование над балтийским ОД БТЩ, в который вошли "Стрела", "Трос", "Проводник" и "Подсекатель". Вместе с П.П.Михайловым прибыла группа командиров - участников перегона черноморских БТЩ. Перед выходом на каждый тральщик установили электропечь для выпечки хлеба, хотя в основном команда питалась консервированными продуктами. В портах захода на каждый корабль закупались только по 30 - 40 живых кур, которых держали на верхней палубе в импровизированном курятнике: огороженном матросскими койками банкете снятого 45-мм орудия.
15 июня 1939 г. дивизион начал переход по маршруту: Ленинград - Плимут - Норфолк - Колон - Сан-Франциско - Датч-Харбор - Петропавловск - Советская Гавань - Владивосток. На этот раз мореходные качества БТЩ подверглись куда более серьезной проверке. На третьи сутки после выхода из Плимута тральщики попали в шторм силой 9 баллов, который перенесли вполне благополучно, хотя крен достигал 55 - 60°. Корабли и люди с честью вынесли испытания. Не зря впоследствии в официальном отчете отмечалось: "Афанасьев, боцман "Проводника", кандидат в члены ВКП(б) заявил, что "разве можно идти на таких маленьких кораблях в большой поход, погибнем, как мухи". Был оставлен на поход, и после Атлантики мнение своё изменил и в корабли уверовал".
Механизмы также показали свою надежность. Все поломки устранялись исключительно силами личного состава. Самая крупная авария произошла в Панамском канале, где на БТЩ "Трос" вышли из строя оба дизель-генератора из-за расплавления металла в подшипниках, что вызвало остановку каравана на 4 часа.
24 августа 1939 г. корабли отряда, оставив за кормой 15 385 миль, вошли в гавань Владивостока. Оценивая мореходные качества БТЩ, дивизионный корабельный инженер военинженер 3 ранга Ф.М.Рогачев писал: "Наблюдая за жизнью на корабле во время перехода и изучая проект 53 2-й серии, пришел к выводу, что проект продуман и выполнен весьма удовлетворительно. ... Корабли ... заслуживают прекрасную оценку за остойчивость". Его поддерживал и старший лейтенант Н.В.Кошкарев. участник обоих переходов, командовавший БТЩ "Стрела" и "Параван": "...мореходные качества кораблей в сильных океанских штормах оказались прекрасными, невзирая на сильную качку и удары волн по корпусу". Оценивая мореходные качества своих кораблей, командиры БТЩ отмечали их рыскливость (10 - 15° на попутной волне) и сильные удары волн о кормовой подзор. По опыту плавания рекомендовалось оставить на месте тамбуры сходных люков и наварить скуловые кили.
8 сентября 1939 г. специальная комиссия приняла балтийские БТЩ в состав ТОФ. отметив прекрасное состояние корпусов и механизмов. Новейшие базовые тральщики распределили между двумя базами ТОФа - Владивостоком и Петропавловском-Камчатским.
Перед вступлением флота в войну с Японией БТЩ несли дозорную службу, осматривали минные поля и уничтожали плавающие мины, осуществляли проводку за тралами транспортов и кораблей. В составе ОВР главной базы ТОФа (Владивосток) находились БТЩ "Стрела", "Трос", "Чека" и "Проводник" 3-го отдельного дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Н.Ильяхинского. Уже 7 августа 1945 г. "Проводник" и "Чека" начали минные постановки по закрытию главного фарватера в Уссурийский залив южнее о.Аскольд.
Днем 10 августа дивизион получил приказание перейти в темное время суток в залив Славянский и далее - в залив Посьет. Тральщикам предстояло провести за тралами конвои с десантом в порты Северной Кореи - Расин и Сейсин. Для маскировки строго соблюдалось радиомолчание, прекратили любую связь с берегом. На следующий день с утра начали проводку. Комдив шел на "Подсекателе", конвой в составе четырех транспортов и восьми кораблей охранения не наблюдался из-за тумана (видимость составляла не более 3 - 5 кбт). Тральщики протралили проход у м.Гамова и закончили проводку на выходе из минного поля на чистую воду с глубинами не более 350 м. Затем БТЩ взяли курс в залив Посьет на якорную стоянку. В этот момент из-за неправильного опознавательного сигнала СКР "Вьюга" обстрелял свой же большой охотник БО-306, на котором при прямом попадании 100-мм снаряда погибло 6 и было ранено 10 моряков БТЩ "Чека" отбуксировал поврежденный охотник в бухту Витязь.
Не успели корабли дивизиона войти на рейд бухты Троица, как с берегового поста передали оповещение об обнаружении неизвестной подводной лодки. Все четыре тральщика ринулись в атаку, но для этого требовалось на 18-узловом ходу пройти узкость между небольшим островом и берегом. Ширина прохода не превышала 50 м при наименьшей глубине 3 м (осадка БТЩ - 2,5 м). После атаки корабли якобы наблюдали след торпеды и масляные пятна на воде, но контакт с подводным объектом поддерживал только гидроакустик "Подсекателя" на дистанции 2 кбт. Израсходовав весь запас глубинных бомб, дивизион возвратился в бухту Витязь для его пополнения, а затем пришлось провести контрольное траление района для прохода последующих конвоев в Гензан.
После освобождения портов Северной Кореи БТЩ обоих дивизионов были сосредоточены на тралении только что выставленных мин на подходах к Владивостоку южнее о. Аскольд. Командование обещало присвоить звание Героя Советского Союза командиру тральщика, уничтожившему не менее 150 мин, но такого количества достичь никому не удалось. Послевоенное траление продолжалось еще около двух лет, так как на подходах к портам Приморья в 1941 - 1945 гг. Тихоокеанским флотом было выставлено более 10 000 мин и минных защитников. В октябре 1945 г. отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга В.Чалого в составе БТЩ "Стрела" и "Проводник", а также двух транспортов вышел из главной базы через Цусимский пролив в Порт-Артур.
Обстановка мирного времени потребовала перераспределить корабли между различными ведомствами. Для нужд морской пограничной охраны в 20-й отдельный дивизион сторожевых кораблей, базировавшийся в Северо-Курильске, и Сахалинскому пограничному округу передали по паре тральщиков. В декабре 1953 г. БТЩ "Трос" и "Чека" были переданы ВМФ Северной Кореи. Они использовались в качестве патрульных кораблей и служили еще почти полвека. (По данным известного справочника "Jane's Fighting Ships 2004 - 2005", один из кораблей с бортовым номером 671 в 2004 г. все еще находился в строю ВМС КНДР). Кроме того, бывшие тральщики послужили прототипом собственных эскортных кораблей типа "Саривон", строившихся в КНДР в 1960-е гг.