Ледокол «ОДОМАРИ» (「大泊」)

Mar 22, 2024 08:01

Ещё немного про Сахалин.
Маяк Анива



По итогам Русско-Японской войны (1904-1905 гг.) и мирного договора заключённого в Портсмуте, Японская империя получила часть Сахалина к югу от 50-ой параллели.
А в 1920 г. в ответ на т. н. «Николаевский инцидент» японские войска оккупировали и всю северную часть острова. И тут же они столкнулись с вопросами снабжения оккупированной территории.

Первая высадка японцев в порту Александровск на Сахалине. 1905 г. Русско-Японская война.



Астрономический пограничный знак на 50-ой параллели.
Основных знаков было 4 и 17 промежуточных.



Александровск на Сахалине во время Японской оккупации 1920-1925 гг.
Штаб японских оккупационных войск.



С октября до июня Татарский пролив покрыт льдом, так же замерзает и Охотское море, а для проводки судов в порт Александровск на Сахалине требуется ледокол, коего у Японии не было. Так же ледокол был необходим для вооружённого реагирования - доставки войск в устье Амура. В начале 1920 г. японские войска не могли оказать помощь своему гарнизону и японской гражданской диаспоре в Николаевске на Амуре, так как Татарский пролив и устье реки были скованы льдом. В итоге, все граждане Японии, находящиеся в этом городе, были убиты.

Зима в Александровске на Сахалине 1920-1925 гг.







Для колки льда японцы по началу использовали бывший российский броненосец береговой обороны «АДМИРАЛ СЕНЯВИН», получивший название «МИСИМА» (「見島」), но возможности бывшего броненосца колоть лёд были очень ограниченными.

«МИСИМА» (「見島」), бывший российский броненосец береговой обороны «АДМИРАЛ СЕНЯВИН»



Тогда японское командование обратилось к правительству Приморской земской управы (Владивосток)с просьбой предоставить в распоряжение ВМС Японии 2 ледокола: «БАЙКАЛ» и «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ». Правительство края отнеслось с пониманием к просьбе японской стороны и выделило, на правах аренды, эти два ледокола.

Договор аренды ледокола «БАЙКАЛ»









Портовый ледокол «БАЙКАЛ» был построен в Китае на шанхайской фирме
“Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd” в 1917 г. для нужд Владивостокского военного порта и имел следующие характеристики:
Вместимость: 779 брт.
Водоизмещение:1275 т.
Размерения: 48.8 - 11 - 5,6 м.
Мощность машины: 2200 л.с.

Портовый ледокол «БАЙКАЛ» у Северного Сахалина (зима с 1920 на 1921 гг.) вызволяет из ледового плена японское судно «ТЮКУВО-МАРУ» (「中華丸」) , справа.
Слева японский броненосец «МИКАСА» (「三笠」)



Рейдовый ледокол «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ», построен британской фирмой «Свен Гунтер и К°», Ньюкастл ( “Sven Gunther & Co”, Newcastle).
Вместимость: 1664 брт.
Водоизмещение: 2700 (3100) т.
Размерения: 64,2 -15,41-61 м.
Мощность машины: 2х2200 л.с.

Рейдовый ледокол «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ»



Несмотря на наличие этих двух ледоколов, японцы решили построить свой. Пригодится.
За основу был взят «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ».
Танкер «ОДОМАРИ» (「大泊」 ), заложенный на верфях Кавасаки, переделали в военный ледокол. И в короткий срок (4 месяца) ледокол был построен и сдан флоту в октябре 1921 г.
В отличие от российского ледокола, «ОДОМАРИ» (「大泊」 ) имел артиллерийское вооружение.



После вывода японских оккупационных войск с Северного Сахалина ледокол использовали в патрулировании северных границ империи.
Напомню, что Курильские острова с 1867 г. были частью Японии.



















Модель ледокола «ОДОМАРИ» (「大泊」) на 1942 г.







После окончания Второй мировой войны, в 1950 г., корабль был сдан на слом.
P.S.
Японцы пишут то “ODOMARI”, то “OTOMARI”, не поймёшь их.

Япония, Ледоколы, Сахалин, Гражданская война в России, Корабли

Previous post Next post
Up