Ранее, я немного касался темы участия китайских кораблей в интервенции
в России в годы Гражданской войны:
http://lot1959.livejournal.com/4930.htmlhttp://lot1959.livejournal.com/22708.html Теперь - попытка обобщения материала.
14 августа 1917 года Китай вступил в Первую мировую войну
на стороне Антанты, объявив войну Германии и Австро-Венгрии, тем самым,
взял на себя ряд обязательств по обеспечению
военно-политических интересов союзных государств на Дальнем Востоке.
Ещё в ноябре 1917 г. союзники приняли решение послать в Россию
корабли и войска для участия в интервенции.
В начале 1918 г. эти планы стали осуществляться.
Во Владивосток пришли:
12 января 1918 года японский броненосец «Ивами»,
14 января британский крейсер «Саффолк»,
1 марта американский крейсер «Бруклин».
Фотография от 10 марта 1918 г.
1. «САФФОЛК» (H.M.S. «SUFFOLK»), крейсер, Великобритания.
2. «АСАХИ» (I.J.N. «ASAHI»), броненосец, Япония.
3. «ИВАМИ» (I.J.N. «IWAMI», ех. «ОРЁЛЪ»), броненосец, Япония.
4. «БРУКЛИН» (U.S.S. «BROOKLIN»), крейсер, США.
После неоднократных напоминаний о «союзническом долге»,
9 апреля из Шанхая вышел бронепалубный крейсер II ранга «Хайжун»
(1 эскадра ВМС Китайской республики) и 17 апреля прибыл во Владивосток.
«ХАЙЖУН» («海容»), бронепалубный крейсер 2 ранга, Китай
Заложен: 1897.
Спущен на воду: 1898.
Длина: 328 футов.
Ширина: 40,75 футов.
Осадка: 27,4 фута.
Водоизмещение: 2950 тонн.
Броневой пояс: 2,75 дюйма.
Машина: 7500 л.с.
Скорость: 19,5 узлов.
Экипаж:
29 офицеров,
295 матросов.
Вооружение:
3 орудия калибром 5,9 дюйма,
8 орудий калибром 4,1 дюйма,
6 орудий калибром 37 мм.,
6 пулеметов «Максима»,
3 однотрубных 14-дюймовых торпедных аппарата.
Командовал кораблём
коммодор Линь Цзяньчжан (代将 林建章)
Фотография января 1919 г.
Ранее, 10 апреля 1918 года, для эвакуации китайских наёмных рабочих,
во Владивосток прибыло китайское транспортное судно «Фэйцзин»
принадлежавшее государственной судоходной компании
«China Merchants Steamship Navigation Company».
«ФЕЙЦЗИН» («飛鯨»)
И всё бы ничего, но китайцы отказывались предъявить таможне для осмотра 2 гроба,
в которых, якобы, находились тела умерших в России китайцев,
завещавших похоронить себя на родине.
Классический китайский гроб
Отправка парохода затягивалась и только с прибытием китайского крейсера вопрос удалось решить.
18 апреля 40 матросов с «Хайжуна» высадились в порту, оттеснив таможенников и милиционеров,
образовали коридор по которому 1165 китайских рабочих
с гробами беспрепятственно поднялись на борт транспорта.
После чего «Фэйцзин» вышел в море, взяв курс на китайский порт Яньтай.
29 июня 1918 г. во Владивостоке силами чехословацкого корпуса была свергнута Советская власть.
Началась крупномасштабная интервенция.
В город стали прибывать сухопутные войска стран Антанты и её союзников в том числе и китайские.
Август 1918 года
1. «ПЕЧЕНГА», транспорт Сибирской Флотилии.
До ноября 1916г. п/х «МОСКВА» Добровольного флота.
2. «КЕРСЭН» («KERSAINT» croiseur de 2eme classe), крейсер 2-го класса, Франция.
Пришёл во Владивосток 12.08.1918 г.
3. «НАДЁЖНЫЙ», портовый ледокол
Владивостокского военного порта.
4. «КАЗАК ХАБАРОВ», ледокол
Владивостокского крепостного инженерного управления.
5. «ХИЗЕН» ( I.J.N. «HIZEN»), броненосец, Япония.
Пришёл во Владивосток 28.07.1918 г.
До 1905г. эскадренный броненосец «РЕТВИЗАН», Россия.
6. «ХАЙЖУН» («HAI YUNG»), бронепалубный крейсер 2-го ранга, Китай.
Пришёл во Владивосток 17.04.1918 г.
7. «САФФОЛК» (H.M.S. «SUFFOLK»), крейсер, Великобритания.
Пришёл во Владивосток 14.01.1918 г.
8. «ИВАМИ» (I.J.N. «IWAMI»), броненосец, Япония.
Пришёл во Владивосток 12.01.1918г.
До 1905г. эскадренный броненосец «ОРЁЛ», Россия.
9. «БРУКЛИН» (U.S.S. «BROOKLIN»), крейсер, США.
Пришёл во Владивосток 01.03.1918 г.
10. Пароход Добровольного флота.
Этот пароход с характерным тамбуром на баке есть на нескольких фотографиях, но пока не опознан.
11. «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ», рейдовый ледокол порта Владивосток.
Эсминцы на фото не отмечал, при таком качестве не разглядеть кто есть кто.
Несколько фотографий крейсера «ХАЙЖУН» во Владивостоке:
Правее - трёхтрубный «БРУКЛИН».
Слева направо:
«БОГАТЫРЬ», ледокольный буксир
Владивостокского крепостного артиллерийского управления.
«ХАЙЖУН» («海容»), бронепалубный крейсер 2 ранга, Китай.
«АЯКС» и «ПАТРОКЛ», тральщики Сибирской флотилии.
«МАНДЖУР», канонерская лодка Сибирской флотилии.
Виднеются 2 трубы - «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ», рейдовый ледокол порта Владивосток.
За время своего пребывания в Приморье союзники провели массу совместных
торжественных мероприятий, в которых участвовали как сухопутные части, так и моряки.
15 ноября 1918 г. во Владивостоке состоялся грандиозный военный парад
в честь Перемирия в Первой мировой войне.
Китайские моряки на этом параде:
Часто приходилось читать, что этот парад был в честь победы в войне.
Однако это не так. Война ещё не закончилась и могла продолжиться в любой момент.
Поэтому, тот мир, который установился на Западном фронте,
был слишком хрупок и дабы не сглазить, его называли Перемирием.
В честь окончания войны был другой парад, но он проходил позже и о нём я обязательно напишу.
Для участия в парадах, войска, как правило, строились
у железнодорожного вокзала и торжественным маршем проходили по Алеутской и Светланской улицам.
Светланская улица, на переднем плане американские солдаты,
следом идут китайские моряки:
Для поддержания правопорядка, как среди военнослужащих,
так и среди гражданского населения во Владивостоке, была сформирована
Международная военная полиция (International Military Police),
состоящая из солдат и матросов союзных войск.
На 2-х фото: китайские, британские моряки,
американские и чехословацкие солдаты в
составе международного патруля.
Международная военная полиция.
На фото слева направо: русский милиционер, китайские - солдат и матрос,
американские - морской пехотинец и матрос, чехословацкий, итальянский,
канадский, американский, японский солдаты, начальник русской милиции.
Зима с 1918 на 1919 гг.
Слева направо:
Неопознанный пароход,
КАЗАК ХАБАРОВ», ледокол
Владивостокского крепостного инженерного управления,
ХАЙЖУН» («海容»), бронепалубный крейсер 2 ранга, Китай,
«МИКАСА» (I.J.N. MIKASA), броненосец, Япония.
Пришла весна:
Рядом с «Микасой» можно разглядеть маленький «Хайжун».
1 мая 1919 г. на Морском кладбище состоялось открытие памятника
чехословацким солдатам погибшим во время свержения Советской власти
во Владивостоке 29.06.1918г.
В церемонии принимали участие союзные войска.
Построение китайских моряков в районе ж/д вокзала
Фото взято здесь:
http://welder-history.livejournal.com/ На этих фото моряки из Поднебесной вышагивают
в районе Гнилого Угла к Морскому кладбищу:
Церемония открытия памятника.
В первом ряду представители союзного командования, дипломаты.
Левее, невысокого роста, коммодор Линь Цзяньчжан:
Май, 1919 г.
1. «КАЗАК ХАБАРОВ», ледокол
Владивостокского крепостного инженерного управления.
2. «НАДЁЖНЫЙ», портовый ледокол Владивостокского военного порта.
3. «КАМЧАДАЛ», транспорт Сибирской флотилии?
4. - ?
5. «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ», рейдовый ледокол порта Владивосток.
6. «ХАЙЖУН» («海容»), бронепалубный крейсер 2-го ранга, Китай.
7. «МИКАСА» (I.J.N. MIKASA), броненосец, Япония.
8. «СМЕЛЬЧАК», товарно-пассажирский п/х ледового класса Добровольного флота.
До октября 1914 г. минный транспорт Владивостокского крепостного минного батальона.
9. «КЕНТ» (H.M.S. «KENT»), крейсер, Великобритания.
10. «ОЛБАНИ» (U.S.S. «ALBANY»), бронепалубный крейсер, США.
Как видно из выставленных фотографий, корабли союзников часто менялись,
одни приходили, другие уходили.
В мае 1919 г. пришло время идти на ремонт в Китай и «Хайжуну».
Для его замены 25.05.1919 г., во Владивосток пришёл однотипный крейсер «Хайчоу».
Кликабельно.
Продолжение следует.