20. «1910 г. Авачинская губа.»
КГБУ «Камчатский краевой объединённый музей»
Название чёрного парохода читается, но на всякий случай ещё одно его фото
Белый пароход - “HAKUHO MARU ” TOKIO
TOKIO - порт приписки
Ищем:
"Hakuhō Maru (Japanese: 白鳳丸) was a Japanese deep sea trawler and survey/inspection ship that was requisitioned by the Imperial Japanese Navy during World War II and served in varying roles as a patrol boat, transport ship, cargo ship, minesweeper, and escort ship.
Hakuhō Maru was commissioned by the Japanese Ministry of Agriculture and Forestry (農林省). She was laid down on October 15, 1921 at the Hikoshima Shipyard of Mitsubishi Shipbuilding Co., Ltd. (三菱造船株式會社彦島造), completed on February 16, 1922 and launched on 29 March 1922. She worked primarily as a fishery enforcement, inspection, and survey ship in the Sea of Okhotsk, the Kurile Islands, the Bering Sea, and the North Pacific."
Сравниваем, оно:
Так как флаг на судне был поднят только 29 марта 1922 г, то ранее этой даты оно на Камчатку приходить не могло. А позже 1922 г.? Установить точную дату нам поможет второе фото.
21. «1910 г. Авачинская губа.»
КГБУ «Камчатский краевой объединённый музей»
На фото японский эсминец типа типа «ЕНОКИ» (榎型駆逐艦), скорее всего «МАКИ» или «КЕЯКИ», они несли БС в Петропавловском порту почти всю навигацию 1922 г.
Но ведь этого тоже мало, верно?
Тогда есть ещё одно фото другого фотографа, сделанная примерно в то же время:
№2 МОХАВЕ» (U.S.R.C. «MOJAVE»), куттер БОХР, США:
«The ship was launched by the Union Construction Company of Oakland, California on 7 September 1921, sponsored by Miss Elizabeth Haske of Oakland. She was commissioned at Oakland on 12 December 1921 as one of a new class of four ships which introduced the new principle of turbo-electric transmission. Assigned to a permanent station at Honolulu, she served with the Bering Sea Patrol, and assisted in enforcing the ban on deep-sea sealing. Upon completion of her Bering Sea tour Mojave transferred to Boston and, in company with the cutters Modoc and Tampa, took up Grand Banks ice patrol duties.»
Корабль вступил в строй 12 декабря 1921 г., нёс службу в Беринговоморском патруле и вскоре был переведён в Бостон (восточное побережье США) и больше на Тихом океане не показывался.
Ещё один фотограф снимал эти корабли. Панорама из двух снимков
Экспедиция Стена Бергмана прибыла на Камчатку летом 1920 г.
До осени 1920 г. работы экспедиции шли в окрестностях Петропавловска, осенью и зимой в Усть-Камчатске. Летом 1921 года они работали по долине реки Камчатки, а зимой по западному побережью Камчатки.
В Петропавловск экспедиция вернулась в апреле 1922 г.
Летом 1922 г. работали на юге Камчатки.
И только 15 сентября экспедиция окончательно добралась до Петропавловска-Камчатского.
18 сентября 3 члена экспедиции: Стен Бергман , Дагни Бергман, и Эрнст Хедстрем на п/х «КОБЕ МАРУ» убыли во Владивосток.
Из этого следует, что фотографии Петропавловска они могли делать только летом 1920, весной и в сентябре 1922 г.
Но, много снимков оставил Рене Малэз, который работал на Камчатке самостоятельно в отрыве от основной экспедиции и уехал в Швецию только в 1923 г.
Здесь ещё одна подсказка, на всех фотографиях сделанных Рене Малэз стоит копирайт: MALAIS (с).
На нами рассматриваемых фото копирайта нет.
Подводим итог - сентябрь 1922 г.
№1,№2. Неизвестные шхуны.
Уж слишком много шхун приходило в порт в навигацию 1922 г.
№3.
«В тот же праздничный день (6 сентября 1922г.) с Командорских островов в Петропавловск ожидалась шхуна «Командор Беринг», конфискованная в 1922 г. «у японских хищников» около острова Медного.
Но пришла она только ночью 8-го числа, продрейфовав несколько суток у Петропавловского маяка «за отсутствием материалов для машины».
На шхуне прибыл капитан Зайцев из комендантского управления.»
В.П. Пустовит. ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Очерки истории гражданской войны в Охотско-Камчатском крае.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ КАМЧАТКИ. Выпуск 1, 2005 г.
№5. Хорошо видно, что судно рангоутное, с бушпритом.
«36. 6 сентября «Мусаши-Кан»
Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.) Петропавловск-Камчатский, 2003.
Ошибка портовых служащих в записи названия судна.
№7.
№8.
Фото кораблей №4 и №6 есть выше по сообщению.
Вот они все:
Путаница с датами в расписании? - Ну бывает. Причины были ранее указаны.
Исходя из этого расписания и фотографий,
пришёл к выводу, что фото №21 сделано в сентябре 1922 г.