Интересные находки (5)

Sep 13, 2019 21:00

Продолжаю выкладывать некоторые фотографии
из коллекции Leonhard Stejneger.
На сей раз «трофеи» из этого альбома:



Пароходы «АЛЕКСАНДР II» и «КАМЧАТКА»



Пароход «АЛЕКСАНДР II»



К 1867 г. флот Российско-Американской компании располагал 30 судами,
в том числе четырьмя пароходами:
Великий князь Константин»,
«Император Александр II»,
«Баранов»,
«Политковский».

После упразднения компании и продажи Россией Аляски Соединённым Штатам Америки,
пароход «Император Александр II» был приобретён американской компанией
«Гутчинсон, Кооль и Кo», в последствии «Гутчинсон, Кооль, Филиппеус и Кo»
(«Hutchinson Kohl Philippeus & Co»).
В правление компании вошёл последний Главный правитель РАК,
капитан I ранга Д.П. Максутов.



«Император Александр II» (бывший «Астория»).
Построен в 1855 г. в Нью-Йорке из дуба, обшит медью.
Приобретён в 1856 г.
Водоизмещение - 500 тонн,
машина в 70 сил.
Был вооружен 6-ю карронадами.
Вместе с клиперами составлял «кругосветный» флот РАК.
Во время войны Крымской (Восточной) войны ходил под американским флагом.
После приобретения парохода компанией«Гутчинсон, Кооль и Кo»
упоминается как «АЛЕКСАНДР II».

1855 reg. New York, N. Y
29.11.1856 Sold Russian, ; becoming Alexander II
23.4.1868 redocumented Alexander, under Alaska Purchase Treaty.
1.4.1876 Sold foreign
1879 rebuilt & re-engined by American owners
1879 reportedly placed under Russian flag for Siberian trade
1894-1898 under Hawaiian flag, .reg #308 295/280 204.6x41.2x15.7ft
7.3.1899 Redocumented, ie US Flag
13.8.1906 stranded Cape Parry, NWT

Bureau Veritas 1878-9
Alexander Wooden screw barque
1855 Wm.A. Webb, New York
331grt 295nrt 160.4x23.9x13.5ft. 200nhp
Alaska Commercial Co., San Francisco

18 февраля (ст.с.) 1871 г. между Министерством внутренних дел России и
американским торговым домом «Гутчинсон, Кооль и Ко» был подписан контракт
об отдаче в аренду котиковых промыслов на Командорских островах и острове Тюлений.
Контракт был заключен на 20 лет.
Согласно контракту, торговый дом получал монопольное право на ведение
промысла морских котиков на Командорских островах.



Суда компании так же занимались охраной котиковых промыслов.
В 1888 г. «Александр II» арестовал канадскую шхуну "Araunah". 
«... Хотя шхуна находилась в открытом море, члены ее экипажа охотились
за котиками в полумиле от российского побережья.
Судно было захвачено и конфисковано в соответствии с нормами российского права.»

Пароходы «КУРЬЕР» и «АЛЕКСАНДР II», Петропавловский порт 1882 г.
Фотография Дыбовского Б.И.



Пароход «АЛЕКСАНДР II», 1885 г. Фотография Leonhard Stejneger



Пароход «АЛЕКСАНДР II», Петропавловский порт, 1889 г.
Из альбома фотографических видов к отчёту о северном плавании клипера «РАЗБОЙНИК»





Клипер «РАЗБОЙНИК» (побольше) и пароход «АЛЕКСАНДР II» (поменьше), Петропавловский порт, 1889 г.
Из альбома фотографических видов к отчёту о северном плавании клипера «РАЗБОЙНИК»



Пароход «КАМЧАТКА»


Эта единственная фотография сего парохода, других, пока, не видел.
Тем она и ценна.
Пару-тройку лет назад очень долго мы с Пашей Калмыковым искали фото «Камчатки», но тщетно...

«Пароход «Камчатка» (1881-1886 гг.). После продажи в 1867 г. Русской Америки и ликвидации Российско-Американской компании возникли сложности с обеспечением северных окраин России продовольствием и самыми необходимыми товарами. Правительство решило передать эти операции в частные руки. Для этого 15 июля 1876 г. Министерство внутренних дел заключило с купцом А. Ф. Филиппеусом контракт, по которому он в течение десяти лет должен был вести "снабжение северных округов Приморской области Восточной Сибири мукой, крупой, порохом, свинцом и солью и, в совокупности с этим снабжением, содержать пароходное сообщение между Владивостоком, Корсаковским постом и всеми снабжаемыми им портами и местечками Камчатского и Охотского морей".
Петропавловск стал обязательным местом захода судов Филиппеуса. С 1881 г. его регулярно посещал пароход "Камчатка" водоизмещением 1 000 т, отправлявшийся летом из Владивостока и последовательно обходивший пункты охотско-камчатского побережья. "Камчатку" разгружали при помощи парового катера и нескольких деревянных шлюпок, которые судно привозило с собой.
Действие соглашения между правительством и Филиппеусом завершилось в конце 1885 г.»
Паровое судоходство на Камчатке, Гаврилов С.В.

Купцу I гильдии Александру Федоровичу Филиппеусу принадлежало 3 парохода:
«Ровер», «Камчатка» и «Курьер» водоизмещением 492 т.
Фотографию «Курьера» можно увидеть выше.

Пароход в 1882 г. доставил в Петропавловский порт памятник «Слава»

Из рапортов командира клипера «Вестник» капитана 2 ранга Ф. К. Авелана
командующему отрядом судов в Тихом океане от 10 сентября и 31 октября 1882 года

«2-го июля пришел пароход "Камчатка", принадлежащий купцу 1-й гильдии А. Филипеусу; на пароходе, в числе прочего груза для края, привезен был памятник, построенный в Петербурге в память павших в Петропавловске при отражении Англо-французского флота и десанта 20 и 24 августа 1854 г. Памятник этот, по приказанию Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала, должен был быть поставлен в Петропавловске, на конце кошки, чтобы он был виден как из города, так и с рейда, почему г. Филипеус, взявший на себя эту работу, совместно с Петропавловским Исправником выбрал место на кошке, в 100 саженях от конца ее, удовлетворяющее обоим этим условиям, и приступил, наемными людьми, к устройству на этом месте фундамента из трех рядов кирпичей, залитых цементом. Через неделю пароход ушел к устью реки Камчатки, а 16 числа, по приходе клипера, фундамент был уже почти готов.
22 июля пароход "Камчатка" вернулся обратно в Петропавловск, и тогда г. Филипеус, не видя возможности, при тех средствах, какие имеются в Петропавловске, окончить установку памятника к 24-му августа, просил меня взять на себя установку памятника командою клипера, на что я охотно согласился, ибо, в противном случае, памятник не был бы вовсе окончен в нынешнем году...
... 26 июля команда клипера приступила к установке памятника, и он был окончен сборкою в пять дней, т. е. к 30 июля. Памятник этот чугунный, состоит из 37 частей, соединяющихся между собою болтами на гайках; весь его вес 1100 пудов и высота около 4 сажен; так как памятник этот уже был собран в Петербурге, то работа по установке его, согласно чертежа, не представляла особенного затруднения; тем не менее быстроте этой работы много содействовало особенное старание команды и, главным образом, направление технической части работы, которая была мною поручена младшему механику клипера прапорщику Голубятникову, окончившему курс в Петербургском Технологическом институте и, следовательно, специалисту по этой части.
Г. Филипеус, при форменном отношении ко мне, просил уведомить его, какую сумму я нахожу нужным выдать команде клипера за ее труды по установке памятника, присовокупляя, что деньги эти он имеет в своем распоряжении из той суммы, которая ему отпущена на эту работу. Так как памятник этот установлен по распоряжению правительства, то я не находил возможным требовать какое-либо форменное вознаграждение для команды, о чем и уведомил г. Филипеуса, прося его сумму эту обратить, если возможно на устройство ограды кругом памятника, которая необходима, чтобы дать ему законченный вид....
...По прибытии крейсера «Африка» предложил Петропавловскому исправнику, исправлявшему в то время и должность почтмейстера, приготовить почту для отправления ее на клипере в Владивосток. Г. исправник просил на это неделю времени, почему я назначил день ухода клипера на 26 августа, дабы в то же время, дать команде клипера возможность присутствовать при освящении памятника, ею так успешно воздвигнутого; освящение его было назначено на 26 августа, т. е., в день Петропавловской победы. Этим временем воспользовались для окраски памятника и приведения в более приличный вид кошки, на которой он поставлен. Кошка эта имела весьма печальный вид, сообщения с городом она никакого не имела; на ней стояли полуразвалившиеся сараи, служившие для сушки рыбы, и было вырыто множество ям, в которых складывалась на зиму рыба для корма собак.
Кроме того она переполнена была врытыми в землю стойками и жердями, служившими для сушки неводов.
Приведение этой кошки в порядок представляло довольно большую работу и было бы не по силам одной клиперской команде в такой короткий срок, какой оставался до 24 числа; поэтому командир крейсера «Африка» обязательно взялся помочь своею командою исполнить часть этой работы, и таким образом, к дню освящения памятника, удалось все работы на кошке окончить. Сараи были разобраны, за что хозяева их получила от г. Фелипеуса денежное вознаграждение; устройство для сушки неводов перенесено на другое место, ямы засыпаны, от памятника по середине всей кошки провели 8-футовую дорогу длиною около 200 сажен, и засыпали ее щебнем, кругом памятника устроили ровную площадку, также засыпанную щебнем; самый памятник обнесли оградою из деревянных столбов, соединенных цепями; внутри ограды, в каждом из четырех ее углов, положено по пудовому единорогу, из найденных в прошедшем году в озере и, вероятно принадлежавших во время Петропавловского боя батарее № 7, которая была расположена около того места; между единорогами склали четыре ядерных кучки из 36-фунтовых ядер, вырытых из земли у начала кошки, в том месте, где в 1854 г.
находилась батарея князя Максутова. Памятник выкрасили черною краскою, фундамент его серою, а венки, кресты и надписи на памятнике выбронзировали, верхний же купол и крест присланы уже золочеными. Таким образом, к 24 августа как памятник, так и кошка были совершенно окончены и в настоящее время имеют весьма красивый и подобающий им вид. Остается еще по бокам новой дороги на кошке посадить деревья, к чему исправник предполагает приступить нынешнею же осенью, и тогда кошка эта обратится в место гулянья Петропавловских жителей; до сих пор по ней ходил только один скот; но теперь для недопускания его больше туда, поставлена ограда. 24 августа, в день Петропавловской победы, в который должно было происходить и освящение памятника, командиры и все свободные офицеры, в парадной форме, присутствовали при литии, совершенной местным протоиереем на могиле русских воинов, убитых в этот достопамятный день в 1854 г.; затем в городском соборе была литургия, после которой направились крестным ходом к памятнику; на кошке процессия была встречена развернутым фронтом четырех взводов ружейной команды с обоих судов, с ружьями на караул; по проходе процессии, взводы выстроились вокруг памятника и затем началось молебствие, во время которого и был торжественно освящен памятник. При возглашении многолетия Государю Императору суда расцветились флагами, имея штандарт Государя Императора на грот-брам-стеньге и произвели салют в 31 выстрел.
Английская яхта также расцветилась флагами, хотя и не была приглашена к тому. По окончании молебствия взводы прошли церемониальным маршем мимо памятника и затем возвратились на суда; у памятника же до захода солнца были поставлены двое ружейных часовых. После того крестный ход переправился на шлюпках на перешеек между Никольскою и Сигнальною горами и поднялся на Никольскую гору на то место откуда неприятель был сброшен с горы - акт, которым и завершилась победа 24 августа 1854 г. - и там был отслужен благодарственный молебен; а затем процессия вернулась обратно в собор.
В этот же день на кошке был устроен общий обед как для жителей, так и для команды обоих судов; перед обедом начальствующими лицами были провозглашены тосты, за здоровье Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и Императорской Фамилии. подхваченные дружным и многократным "ура», затем пили за здоровье присутствующих и отсутствующих ветеранов славного Петропавловского боя. В числе ветеранов было несколько человек отставных матросов, бывшего 27 экипажа и несколько казаков, между последними находился отставной казацкий урядник Карандашев, единственный георгиевский кавалер, который поэтому и был героем дня, Карандашев, которому уже 65 лет от роду, сохранил еще бодрость и здоровье и, по его собственным словам, готов хоть сейчас идти опять в бой за Царя и отечество.»








Фотографии пароходов «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II» и «КАМЧАТКА» сделаны в 1884 г.
Тогда же и сделана фотография шхуны «ЛЕОН»:



«В 1884 г. в Петропавловске вместе с ближайшими населенными пунктами проживало около 500 чел. В этом году навигация на охотско-камчатском побережье длилась 151 день - она началась 30 апреля и закончилась 27 сентября. Первым в Петропавловск пришел пароход американской компании "Гутчинсон, Кооль и Ко" "Александр II", закрыл навигацию клипер Сибирской военной флотилии "Абрек". Суда Гутчинсона - пароходы "Святой Павел" и "Александр II" - заходили в Петропавловск и на побережье в общей сложности восемь раз, шхуна "Леон" - два раза. По одному заходу сделали пароход купца А. Ф. Филиппеуса "Камчатка", шхуна О. В. Линдгольма "Сибирь" и английский барк "Ваппаус".»
Вдоль камчатских берегов, Гаврилов С.В.

Кликабельно.

Коллекция Leonhard Stejneger, Камчатка, Парусные корабли, Корабли

Previous post Next post
Up