Оригинал взят у
chuchundrrra в
Цырт. Трансформация традиции.Сейчас будет немножечко занудный текст, который я давно собиралась написать, и вот, наконец, собралась. Поскольку ближайшие несколько дней мы не увидимся, ибо я улетаю в северную столицу на конференцию, то перед отлетом хотела рассказать еще чуть-чуть. Так просто. Без претензий на научность.
Про цырты у меня было довольно много постов, но все они были, скажем так, фотографические. И я не утруждала себя, в объяснениях что же все-таки такое этот цырт. Исправляю свою ошибку, поскольку материал того стоит.
Итак, слово "цырт" ( cyrt, cirt) переводится с осетинского как надмогильный камень, памятник или могила. Однако само понятие, скрытое под словом цырт намного шире. Я не буду сейчас сильно вдаваться в историю, кто захочет прочтет
статью Валерия Цагараева о цыртах Классический осетинский цырт - это прямоугольная плита, в рост человека, поставленная вертикально и сориентированная по сторонам света. На лицевой части плиты высечен сложный орнамент отражающий образ усопшего. Случалось, что цырты являлись не надгробиями, а просто памятными знаками, поставленными в честь определенных событий или же людей. Однако, с подобными цыртами совсем другая история, и мы ее коснемся в следующий раз. Пока же нас интересуют только надгробия. Прямым предком осетинских цыртов можно назвать скифские надгробия. Они бывали как антропоморфные, так и орнаментальные.
Из скифской культуры они перекочевали в аланскую, а затем и в осетинскую.
Первоначально цырты ставились лишь на мужских погребениях, и только гораздо позже начали появляться женские цырты. Поскольку орнамент на цыртах есть символический образ усопшего, то он разнился у мужских и женских надгробий.
ужское надгробие , стоящее на кладбище в с.Верзний Мизур.
Женское надгробие. Верхний Мизур.
Почему я так легко говорю, что вот это мужское, а вот это женское. На самом деле все очень просто. Наш глаз довольно часто воспринимает эти надгробия целиком, как непрерывную вязь орнамента, а на самом деле это не так. Если присмотреться к верхнему цырту, то мы увидим, что в навершии мы имеем орнаментальный солярный символ, который заменяет стилизованной фигуре лицо, дальше идет "шея", потом абрис плеч и вертикальные полосы газырей, а дальше часть "посвящения". То же самое мы видим и на втором цырте, где вместо газырей, присутствуют поперечные застежки платья, а чуть ниже пояс. Такое построение композиции абсолютно типично для цыртов вплоть до конца 19 века.
Теперь посмотрим на строение орнамента. Он, как мы уже выявили выше, разделен на три зоны.
Лик - Солнце знаменует собой не только символическое изображение лица усопшего, но скорее верхнюю часть трехчастного мира. Верхний мир. Солярная символика встречается не только на цыртах, но подчас и на склепах в виде изображения заходящего за горизонт солнца, или же других солярных символов.
Солнечный лик опирается на орнаментальное изображение мирового дерева, какбы вырастающего из собственно стилизованной человеческой фигуры. Нижняя часть - посвящение покойному и изображение вещей, которые ему понадобятся в загробном мире.
Для тех, кто ничего не увидел, картинка ниже.
Изображение коня на цыртах отголосок древнего ритуала посвящения коня покойному, описанному во многих источниках и восходящему к индо-иранским корням. На поздних цыртах можно увидеть еще надписи, и, пожалуй, это было первое отступление от традиции, при том, что все остальное разделение сохранялось, повторюсь, вплоть до 19 века.
Однако, попав в вихрь смены традиций, цырты претерпели значительные изменения. Этот отрезок был довольно кратким, длился около 30-40 лет, и пришелся на годы жизни Сосланбека Едзиева. Вряд ли он был первым человеком отказавшимся от орнаментальной традиции, скорее он стал вершиной этого перехода. В любом случае, это был переход к полностью антропоморфному изображению, хотя старая традиция оставалась жива, даже в этом виде.
с.Ханаз. Надгробие работы С.Едзиева. фото Руслана Тавасиева.
В полной мере это уже не были традиционные цырты. Скорее это переход от цырта к надгробиям европейского вида. Они еще сохраняли атрибутику с изображением посвященного покойному оружия и лошади. Однако, солярная символика уже практически была утеряна. Едзиев - это тема для совершенно отдельного разговора, и мы о нем обязательно еще поговорим. Думаю, что он стал последней связующей ниточкой между древней традицией, и современностью.
К началу 20 века подобные надгробия вытеснили традиционные цырты, а так же уже вошло в моду ставить памятники абсолютно европейского вида.
Ну, а современность совсем утеряла связь с прошлым, хотя, порой, прошлое и являет нам призраки, но мы уже не способны воспринять их серьезно.