Пробежался по киносценарию фильма "Афоня" Александра Бородянского и Георгия Данелия.
Кому интересно - некоторые факты и отличия фильма от первоисточника.
* Федул,
сорокапятилетний небритый мужчина в соломенной шляпе, рабочем халате, сатиновых шароварах и кедах - подсобный рабочий магазина "Продукты" Федор Федулов (в исполнении Б. Брондукова) - смешной безобидный алкоголик, запомнившийся многим по фразам: "Эй, родственник, гони рубль! Мне Афоня рубль должен был"...
На самом деле, всё предполагалось не так смешно и безобидно.
В фильме упоминается, что Федул "жену бьет, сына бьет, а его всё воспитывают..."
По сценарию, Федул ударил жену утюгом по голове.
"Денег требовал, она не дала, он и ударил... При смерти она, в больнице..."
* В фильме Афоня (Л.Куравлев) представился Кате (Е.Симоновой) как Дормидонт Евлампиевич. В сценарии просто - Дормидонт - так его наивная Катерина и называла до самого конца.
Имхо, правильно, что в фильме показано, будто Катя изначально знала имя героя и называла его исключительно Афанасием. Читать смешно, а вот просматривая полтора часа фильма, столь частое упоминание надоело бы и называть картину надо было бы "Дормидонт"
* В фильме был эпизод, когда Афоня на танцах познакомился с грудастой Людмилой, назвавшись Русланом...
Когда он шел с ней по улице, приглашая к себе домой, попутно позвонил соседу, чтобы тот передал штукатуру Коле (Е. Леонов) "...пусть берет подушку с матрасом и дует в ванную!"
Людмилу в итоге Борщов домой не привел. Вместо неё пришел с Катей... Очень-очень жаль, что в фильм не попала следующая сцена:
...Показал, где находится туалет, пошел в комнату... В коридоре раздался истошный женский крик:
- Дормидонт! Дормидонт!
Борщов выскочил из комнаты. Возле ванной стояла бедная Катя.
- Ты чего?! - удивился Борщов.
- Там... там... покойник! - заикаясь от страха, сказала Катя.
- Где? - Борщов распахнул дверь ванную.
Свернувшись калачиком, посапывая, в ванне спал Коля.
А может и правильно, что эпизод не вошел в фильм. Возможно, дешево и глупо смотрелся бы.
* Кстати, Катя в ту дождливую ночь, не поехала домой (в старый город) как в фильме, а осталась ночевать у Афони - спала сидя на стуле, на кухне. Видимо, создатели испугались цензоров - как это, мол, молодая незамужняя девушка (разумеется, комсомолка) осталась на ночь у первого встречного, да еще такого - с сомнительной репутацией.
Проснувшись в постели у Кати,
Борщов встал в трусах и майке, достал из буфета банку мёда, зачерпнул ложкой, съел поморщился...
- Керосином вроде отдаёт...
Катя посмотрела на этикетку, ужаснулась:
- Дормидонт! Это же мастика! Мастика для пола!
Жаль, что этой сцены нет в кинофильме!:(
В фильм не вошла и сцена резкого разговора матери Кати с Борщовым (уже после того, как он с ней переспал и начал отлынивать от отношений)...
- Дормидонт, значит... Ну вот что, Борщов Афанасий Николаевич: на работе я твоей была, портрет твой видела... Зачем же ты сюда пожаловал, Борщов? Выпить захотелось? Выпить у нас нет, непьющие...- Она смотрела на разглядывавшего свои носки Борщова. - Или, может, осчастливить нас решил, серьезные намерения имеешь?
- Может, и серьезные...- после паузы ответил Борщов.
Мать Кати встала, прошлась по комнате, подошла к нему:
- Вот что, Борщов, - разговор этот у нас с глазу на глаз. Мы с тобой вроде люди взрослые, Катюшу вовлекать в него не будем, дуреха она еще... И слушай, что я тебе скажу: кроме Кати, у меня никого нет. Растила я её одна... Как ни трудно было. А вырастила... и вырастила не для того, чтобы она с таким, как ты, всю жизнь мучилась! Не для такого, как ты, я её растила, Борщов! Ты понял?!
* В фильме Афоня показан вроде неунывающим и остроумным, но опускающимся, деградирующим полу-маргиналом без смысла жизни. Да, в квартире без женской руки у него был срач... "Достал из кармана пачку "Севера", она оказалась пустой, смял ее, швырнул в угол, заменявший мусорное ведро..." Но не все было так уж совсем запущено. У Борщова все-таки БЫЛ телевизор, которого в фильме так не хватало политизированному штукатуру Коле и он предлагал взять его напрокат.
И на гитаре Афоня дома у Кати бренчать пытался. Но, с другой стороны, в сценарии никак не упоминается волейбольное прошлое Афони.
* По сценарию - у Кати дома Афоня по радио слушал новости, в которых сообщались результаты чемпионата страны по футболу: "Спартак" (Москва) - "Заря" (Ворошиловград) - 0:0; "Динамо" (Тбилиси) - "Арарат" (Ереван) - 1:0.
В фильме этого нет и не могло быть, т.к. именно такого тура чемпионата СССР никогда не было. Даже если теоретически предположить и сравнить с результатами чемпионата 1975 года (год выхода фильма), то "Спартак" сыграл 0:0 с "Зарей" 25 октября, но тбилисское "Динамо" победило "Арарат" 3 октября и 2:1.
В 1976г. "Спартак" опять сыграл вничью без голов с "Зарей" 24 августа. Но "Динамо" (Тбилиси) лишь 22 августа сыграло вничью с Араратом 1:1. Больше ничего подобного в футбольных первенствах страны не было ни до, ни после.
Создатели, видимо, решили не создавать вымышленный радио-эфир и не париться...
* В фильм не попала сцена диалога Афони с иностранной туристкой (в начале сценария). Ну да и он получился каким-то пресным.
Нет в картине и голубя Прохора, которого Борщов подкармливал на подоконнике хлебными крошками.
- Жениться тебе надо, Прохор! Вон вокруг сколько голубых шастает.
Не увидели зрители планируемых сцен примерки Афоней костюма в магазине "Илья Муромец", сцен выбора женского парфюма и бутылки коньяка.
В фонтан города Дзаржджабайры Афоня нырять должен был не под именем Вольдемар, а - как Автандил.
* Дальний "родственник" Коля с разрешения Афони всё же бросал рублики с балкона Федулу.
А забирать штукатура Колю домой пришла вся родня его - жена, дети.
* Отправляя телеграмму об увольнении из ЖЭКа из деревни Борщовка, Афоня, поддавшись на уговоры Егозы (С. Крамаров), добавил: "Наше вам с кисточкой!"
Ну и так далее, по мелочи...
* В сценарии же наоборот - нет примерно четверти сцен из фильма. В том числе, шедеврального танца Афони в ресторане под "Милый, че..."
...а заканчивается сценарий словами Кати на провинциальном маленьком аэродроме:
- Вы зачем на сырой земле лежите, Дормидонт?