Пары для восприятия по мотивам Краткой истории искусств (Дмитриева Н.А.)

Oct 29, 2017 18:30


Пост открытый, дополнятеся.

1. Сфинкс фараона Хефрена в Гизе (Древнее царство) и Танисский сфинкс Аменемхета 3 (Среднее царство). Стр.39




Огромный масштаб. Он как-будто вырос из земли. Устойчивый и целостный. Колорит песочный, сливается с пустыней. Он и есть пустыня. Ее дух. Нечто нерукотворное. Существовавшее как-будто задолго до человека. Ощущение, что сфинкс не статичен, как бы способен к движению, способен вырасти. В нем нет особой архаичности, а есть природная сила, я бы даже сказала доприродная. Я становлюсь этим сфинксом, преисполняюсь достоинством, в позвоночнике и особенно в шее появляется стержень, мои движение  спокойные сильные грациозные. Я не могу наклонить голову, это и не нужно. Я наполняюсь масштабом и величием. Он совсем не о человеке, человек для него меньше значит чем муравей. Он о вечности.




Формы, цвет и линии более тяжелые. Меньший масштаб говорит и более быстром движении. В нем есть сила, но она, если можно так сказать, более физическая, чем духовная мощь. Сила, жесткость, даже ловкость. Он более символичен, чем архаичен. Он рукотворен. Он устрашает, он жесток. Человека он видит и знает, но ему все равно. Я становлюсь этим сфинксом и чувствую тяжесть в руках и ногах. Достоинство на грани с гордостью и заносчивостью.

2. Зодчий Хесира (Египет, Древнее царство) и Царь-жрец (Крит, Дворец в Кноссе). Стр.27, 56


Развернуты к нам самые широкие части человеческого тела - плечи, профиль, стопы. Он статичен, не не тяжел и не бездвижен. Значимость человека подается в этой манере. Не конкретного человека, а символ человека. Величие духа человеческого. Мое дыхание спокойно и рамеренно, я наполняюсь величием, я тверда, но не напряжена, я устойчива, но не тяжела. Я в покое и движении одновременно. Грудь открыта, но это он не открыт, не откровенен. Пытаюсь найти нужное слово. Открытость и неуязвимость одновременно. Как можно понять египтянина, если я и слов не знаю таких чтобы его описать. Величие, значимость, движение в вечности, несуетливость.


Здесь уже появляются извивы чувств человеческих в изображении, ведь египетский зодчий лишен чувственности - он вечно двигается в вечность, он и работает и обедает в вечности и жену свою любит в вечности. Чувства наверное конечно есть, но какое они имеют значение в сравнении с вечностью?
Царь-жрец же не такой. Линии его изменчивые, в мышцах появляется напряжение. В композиции появляется динамика. Яркие контрастные выразительные цвета. Ошеломляющий головной убор. Дыхание становится волнительным неритмичным, тело начинает волноваться. Вдохи становятся гдубже (тут я понимаю что на жреце я дышала спокойнее, но не глубоко) кровь начинает бурлить. Пропорционально очень узкая талия стянутая голубым ремнем заставляет меня втянуть живот и напрячь мышцы преса. Но дальше обьемные бедра и раскинутые руки вынуюжают меня резко расслабить живот, выбросить его.  Получается нечто сродни танцу. Он так же движется в процессии, но это уже не величественное движение в покое, а чувственный танец. И значимость вечности отходит на второй план, на первый выходит значимость момента чувств.
3. Беотийские фигурки (Греция, примерно 11в до н.э.) и Дымковская игрушка. Стр. 61


Дыхание ровное и спокойное. Крупный масштаб головы и носа заставляет выпрямить спину и вытянуть шею. Я преисполняюсь достоинством. Кровоток спокойный. Легкость в мышцах, но не невесомость. Я чувствую свободу и одновременно собранность из-за прямой спины.


Здесь кровь разгоняется. Мыщцы хотят движения. То глубокий вдох то легкий, и такие же выдохи. Головокружение, пляска, карусель, радость жизни.

4. Критская ваза стиля Камарес, Дипилонскаяе  амфора и Амфора с изображением Аякса и Ахила. Стр.70






5. Парфенон и Эрехтейон. Стр.79




6. Греческая архаика и Греческая классика.




Previous post Next post
Up