Свершилось. Надо было на полгода уехать в Пермь, чтобы не торопясь порыться в архивных документах понять где же все-таки искать минную группу Островского укрепрайона.
Как известно, в 1939 году в Себежском и Островоском укрепрайонах велись работы по постройке минных групп. И если по Себежскому укрепрайону у нас были документы по консервации 1940 года, да и сами оголовки минных групп мы еще в 2009 году нашли и идентифицировали, то по Островскому укрепрайону все было не понятно.
В Себеже построили всего шестьсот метров подземных ходов на глубине 10-12 метров, соединив три огневые точки типа оголовков. Отделка стен была частично выполнена в сборном железобетоне, а частично деревянной крепью. В январе 1940 года сборные конструкции разобрали, шахты из сооружений засыпали песком, а технологические шахты для выемки грунта закрыли дубовыми ставнями. В довершении всего в период оккупации все три оголовка были подорваны и в настоящий момент среди обломков железобетона с трудом угадываются начала шахт по которым раньше можно было попасть в потерну. Немцы зачем-то подорвали и технологические шахты. С течением времени потерны в песчаном грунте осыпались. Бурение при строительстве таможенного терминала в Заситино показало отсутствие каких-либо подземных полостей, хотя в этом месте еще в 70-е годы под колхозным трактором проседал грунт, а на немецком снимке видны воронки взрывов на местах технологических шахт. Таким образом тему себежской минной группы можно закрыть. Она не была достроена и сейчас практически не существует. О ее наличии свидетельствуют только остатки подорванных оголовков, один из которых сейчас превращен в
памятник у нового таможенного терминала в Заситино.
В Островском укрепрайоне все оказалось намного сложнее. Здесь на 1939 год планировалось к постройке 6,125 километров подземных ходов для соединения различных по типу огневых точек в несколько минных групп. По плану в каждом опорном пункте планировалась своя минная группа, но работы начались только в одном месте. Первоначально мы ожидали увидеть признаки наличия минной группы отталкиваясь от типов сооружений. Но ни одного оголовка минной группы в Островском укрепрайоне построено не было. Как известно практически во всех сооружениях есть колодцы (зачастую со скобтрапами) но это водяные колодцы и различные технологические подъэтажники. Шахты спуска в потерну выглядят по другому, они армированы толстым железобетоном предохраняющим их от камуфлета. Другое дело что во многих огневых точках встречаются бетонные выемки на нижнем этаже в которых виден ничем не прикрытый грунт (дно котлована) под полом сооружения. Это как раз заготовки будущих шахт в потерну. На следующих стадиях строительства именно в этих местах должны были начинать вертикальную проходку.
Таким образом поиски входов в потерну из сооружений при отсутствии точных архивных данных у нас не увенчались успехом. Это связано прежде всего с тем, что Островский укрепрайон строился по другим проектам и несколько другой методике нежели Себежский. Надо было найти какое-то другое решение. Тут на помощь пришли проектные карты постройки укрепрайонов, которые, как нам казалось, не таили уже никаких загадок. Изначально, глядя на них мы знали что были построены КП ОП, но НП построены не было. Мы так и не нашли ни одного НП на местности и не шибко их искали. Были и не достроенные сооружения в виде котлованов, опалубку и арматуру которых разобрали при консервации. Вот за это мы и уцепились. Один котлован, обследованный еще в 2009 году имел на дне странный бетонный бункер, а второй бетонную стенку облицованную торчащими из под земли доскам.
Котлован с бетонным сооружением на дне. Фото 2009 года
В эту дыру мы тогда не полезли, а зря
Бетонная стенка в одном из котлованов прикрытая досками и заваленная грунтом. Тогда мы еще решили что это, несмотря на странность, внутренняя опалубка недоотлитого ДОТа
А с другой стороны земляного бугра из стенки торчали типичные трубы кабельных вводов. Стенка носила следы подрывов (?) с которыми мы так же не разобрались.
Между первым и вторым котлованом, с отклонением метров в пятьдесят к обычному построенному ДОТу в небольшом углублении посереди поля торчал вот такой странный колодец. Как потом оказалось, это забутованный песком оголовок технологической шахты для выемки грунта
На этом все наши исследования в 2009 году закончились и к теме потерн и минной группы в Островском укрепрайоне мы больше не возвращались. Как оказалось зря. За это время доски у бетонной стенки окончательно догнили и из-за теплой и сырой земли грунт частично провалился вовнутрь. Как оказалось это был портал входа в минную группу частично подорванный, а потом заваленный в послевоенный период.
Поездка на этот объект была предпринята на прошлой неделе спонтанно и с одним фотоаппаратом и поснимав первоначально внутри, выбравшись наружу я обнаружил что батареи сели окончательно.
Собственно что представляет собой это сооружение.
Там где на втором фото изображен котлован не построенного сооружения оказался небольшой бункер с кривым узким тоннелем, уходящим в сторону. Мы так и не поняли что это, кабельная трасса или вентиляционный тоннель. Он заканчивается метров через 20 от котлована грубой полуразвалившейся стенкой из бута. По всей видимости его продолжать дальше не стали и законсервировали в 1940 году. Вот так выглядит начало тоннеля, он вполне сухой (вся вода уходит в дыру в бетоне при входе), внизу свалка старой обуви. Слезть туда у меня не получилось. Точнее из-за больной руки я бы туда спрыгнул, но вылезти бы не смог. Пишу с чужих слов.
Но в дыру в портале я, изрядно измазавшись в глине, пролез. псле поврежденного взрывом сквозника начинался тоннель с легким уклоном вниз. Никаких противоштурмовых перегородок не было, только поворот почти под 90 градусов.
Далее шла потерна классического сечения с креплениями для кабельной трассы под потолком
После развилки широкая потерна, здесь вероятно планировалось убежище для личного состава, пошла налево и вниз. Она оказалась затоплена. Вода кристально прозрачная замерзла зимой (признак вентиляции) и по льду очень удобно кататься на брюхе под нависающим сводом. Летом здесь не пройти.
После затопленного участка потерна пошла наверх и практически сразу закончилась консервационной переборкой. Тут же валяется какая-то бочка с обручами. Из под цемента? За кладкой обыкновенный не потревоженный грунт
Правая потерна классического сечения ушла вправо. В ней было два коротких заваленных камнями и грунтом ответвления и примерно через 250 метров после подъема вверх она закончилась помещением с вот таким сводом, перекрытым двутаврами. Судя по проектным картам как раз в этом месте на поверхности должен быть НП. Скорее всего мы его ранее не нашли по причине того, что он полностью засыпан грунтом.
Вот как-то так. Подведем итог. Получается что около 350-400 метров потерн в Островской минной группе все-таки было построено. Никаких боевых сооружений на поверхности, связанных с этой минной группой построено не было. Их строительство планировалось после окончания проходки, что противоречит общепринятой практике: сначала сооружения потом подземная проходка. Построено на господствующей высоте было только одно НП, ныне полностью засыпанное грунтом. Потерны были отделаны железобетоном. Возможно была осуществлена более масштабная проходка, но без отделки стен и сводов. Потом они были законсервированы и в настоящий момент скорее всего полностью осыпались как и в Себежской минной группе. Бетонный колодец расположен как раз над развилкой потерн и связи с ними не имеет, по крайней мере в своде ничего не указывает на его присутствие.
Еще одной загадкой стало меньше.
После проведения соответствующих работ сюда вполне можно водить туристов.