Летний сезон закрыт, зимний спешит начаться очень быстро, на градуснике -5, идет снег, на часах 6-30 - утро субботы. Лень. Машина покрыта толстым слоем инея, скоро рассвет. Через полчаса готовы к выезду из города , на улице тихо, одинокие таксисты снуют по делам своих пассажиров. Все спят. Заправка, 7-08, перерыв, едем дальше. По пути на трассу м-20, ведущую нас к новым фортификационным открытиям, забираем последнего члена экспедиции.
Нас трое. Пустынная трасса, заправка, 8-10, перерыв. Через метров 700 следующая заправка - горячий кофе, снег, беседы ни о чем, о возможности залить в машину ровно 30 литров и 100 грамм топлива, что бы получить бесплатно кофе. Старт второго заезда, осталось всего 150 километров. Опочка, Пустошка, ой, нам же в Себеж, разворачиваемся - в Пустошке ДОТов нет, как следует из названия. Поворот на объездную найден, 70 километров. Извилистые лесные дороги отменного качества, тишина, добрались без потерь и в хорошем расположении духа. К пограничникам. Что бы вообще без них делали, как то подумал я, нас уже встречают как хороших друзей, провожают, показывают рассказывают, сами искали бы долго и слабоэффективно. Однако в каждом поиске наступает тот момент, когда найдено почти всё, а то что осталось... найти сложнее. Примерно так же сейчас обстоят дела с объектами Себежского УРа. Два. Да, это не много, не 15, даже не 5, как раньше, но и не мало - целых два. В первом полукапонире, к которому нас привели пограничники была обнаружена спящая летучая мышь, она забилась в нишу в стене , оставшейся от некачественной заливки бетона. Кто нам то мешает, спали бы спокойно, ан нет - приехали посмотреть, как другие спят.
По хрустящей траве обходим сооружение, присматриваемся, определяем тип, технологические особенности. Взрыв. Перекрытие полукапонира подлетело и перевернулось, приземлившись у фронтальной стены. Внутренние переборки разрушены, амбразурная стена отлетела метров на 50, её фрагменты повсюду. Типичный подрыв типичного обкопанного с трех сторон сооружения. Земля сдерживает ударную волну и она выходи там, где нет обсыпки разворачивая всё на своем пути. За время, прошедшее после взрыва на бетоне выросли причудливые сталактиты и сосульки. Зима. У входа замечаем следы пулевых попаданий, дело было до взрыва, по такой траектории пули не летают, если оценивать настоящее положение этого фрагмента ДОТа. Зачем, кто и когда его подорвал выяснить не удалось, кто до этого обстреливал - тем более. Дальше.
Второй, немного отличающийся от первого ДОТ, находится в полукилометре. Уже при подходе выбираем ракурсы съемки, вертикально стоящее перекрытие позволяет сделать необычные снимки, осмотр достаточно беглый, съемка, картографирование и назад. Мы отвлекаем лейтенанта погранслужбы от работы, посему спешим вернутся на заставу, по пути заезжаем в ближайшую деревню, но поговорить со старожилами не получается, уехали на зиму к родственникам.
Возвращаемся в город. Темнеет. Вечер, разговоры, результаты, новые знакомые ... баня, отбой.
Утром решаем проехать самостоятельно по известному нам маршруту, сделать несколько фотографий, посмотреть, что пропустили в прошлые поездки. Заезжаем к полукапониру у которого 7 июля 1941 года были расстреляны 23 человека, разговорились с местной жительницей, узнали что-то новое. Посмотрев еще пару объектов, принимаем решение двигать ближе к дому. В Себеже не успев поздороваться с проснувшимися за время нашего отсутствия товарищами, прощаемся с ними.
Обратная дорога, в голове крутятся итоги поездки, всплывает, то, что не успели, а хотелось посмотреть. Созревают планы на следующий визит, где-то в середине зимы, впереди непроходимые болота, там только по льду. Опять всплывают мысли о бесплатном кофе, хотя час назад отведали замечательного платного. Акция закончилась, грустно сообщает оператор АЗС, довольные, что хоть заправится удалось без очередей и задержек отправляемся дальше. На въезде в Псков расходимся по разным маршрутам, дабы следующим вечером, после рабочего понедельника встретится и оговорить результаты и поделится впечатлениями. Тихий Себеж от нас отдыхает, а мы с нетерпением ждем следующей - V Себежской экспедиции.
Константин Богданов
Фото автора
Дневник проекта:
http://www.museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/1487/1909/diary/Фоторепортаж в группе "Забытые крепости ХХ века"
http://vkontakte.ru/album-9000829_98020525 Генеральный партнер проекта: Российский государственный военный архив
Информационные партнеры проекта:
Фортоведъ -
http://www.fortoved.ru SmartPskov.ru - Интересные новости Пскова -
http://smartpskov.ru