Ржевско-Вяземская линия обороны

Dec 14, 2011 18:52

Оригинал взят у gistory в Немного из истории Ржевско-Вяземской линии обороны
Решение о строительстве Ржевско-Вяземской линии обороны было принято в конце июня 1941 года, через неделю после начала Великой Отечественной Войны, когда ситуация была еще не ясна. Приказ о ее строительстве вышел 18 июня 1941 года.


Столь раннее решение о строительстве порождают мысли о том, что линия, возможно, начинала строиться или проектироваться до начала войны. Однако фактов об этом нет.
Если предположить, что какие либо планы по ее строительству существовали, то они могли относиться к середине 30х годов, и Ржевско-Вяземская  могла бы стать второй линией обороны после так называемой “Линии Сталина”. В таком случае, ее строительство началось бы если бы не был подписан Пакт Молотова Рибентропа и к СССР не расширил бы свои границы на запад.
Однако, произошло расширение и Советский Союз начал спешно строить линию обороны вдоль новой границы - так называемую “Линию Молотова”. “Линия Сталина” стала второй и “запасной”. Как мы знаем, “Линию Молотова” не успели построить к 22 июня 1941 года, кроме того, при ее проектировании были допущены ошибки - ее расположение в большей степени диктовалось политическими соображениями, чем фортификационными. “Линия Сталина” местами обветшавшая и утратившая вооружение, а кроме того часто незаполненная войсками не смогла оказать достойного сопротивления наступавшим немецким войскам.
Командование Красной Армии делало ставку на Ржевско-Вяземскую линию, которая несмотря на название протянулась с севера на юг по всей европейской части СССР.  От Осташкова и Селижарово, через Ржев, Вязьму, Киров, Брянск и Трубчевск (по реке Десне с ее притоками). В действительности линию можно найти еще севернее и южнее указанных городов.
К октябрю 1941 года она находилась в разной степени готовности. Сооружения на ней были достаточно разнообразны: от простых ДЗОТов, до железобетонных монолитных ДОТов и полукапониров, оборудованных новейшими казематными установками НПС-3 и ДОТ-4.
Есть вполне обоснованные мнения, что линия была построена “ в одну нитку”. Действительно, местами так и получилось, но я склонен предполагать, что местами просто не успели достроить, местами тыловые и отсечные позиции не были заполнены войсками, либо они были выведены с позиций.
Как известно, линия была прорвана в начала октября 1941 года. Одной из причин прорыва называется неверное сосредоточение войск. Грубо говоря немецкие войска ударили в наиболее тонкие места. Отсутствие связи и координации между войсками (причины этого неясны), а также подавляющее преимущество в воздухе немецкой авиации не позволило обеспечить должную реакцию на прорывы.
Во многих местах Красная Армия начала беспорядочно отступать, в результате чего линия обороны была оставлена примерно к 9 октября. Это существенно облегчило немецким войскам возможности для маневра.  
Долгое время о существовании этой огромной линии фортификационных сооружений предпочитали не вспоминать. Большинство воспоминаний сводится к трагедии отступления, окружения и гибели солдат Красной Армии.
Многие сооружения Ржевско-Вяземской линии сохранились до сих пор. Ряд оборонительных районов были оставлены без боя и не были затронуты боями и при контрнаступлении Красной Армии. Таким образом, они оставались  практически неприкосновенными. Конечно, многое из оставленного - одежда, одеяла, продукты, топливо, оборудование - было растащено местными жителями, как во время войны, так и в наше время. В 90х годах значительная часть оборудования ДОТов было сдано в металлолом. В настоящее время сохраняются бетонные коробки, следы окопов, противотанковые рвы, остатки блиндажей и укрытий.
Наиболее известны сооружения находящиеся в Тверской области в районе Осташкова и Селижарова. Однако они не дают полной картины того, что было построено.
Для начала посмотрим на общую карту, на которой нанесены объекты относящиеся к Ржевско-Вяземской линии, которые удалось более менее локализовать. Заметно, что в районе Брянска (на юге) она идет в три слоя.



Перейдем к некоторым частностям.

Одним, из известных оборонительных районов было пересечение нынешней трассы М-1 и Днепра. Оборона была устроена по восточному берегу Днепра, автомобильные и железнодорожные мосты и другие переправы держались под огнем морской артиллерии, для которой были оборудованы специальные позиции.
Немецкие войска не стали атаковать на этом направлении и частям находившимся на этом участке пришлось отходить (предварительно израсходовав весь боезапас для морских орудий). На основании схем с сайта Подвиг Народа, удалось локализовать часть позиций морских орудий и расположение ДОТов и ДЗОТов.  
На схеме - “балунами” обозначены позиции орудий (1=100 мм, 3=13- мм, 5=152 мм). Квадраты это построенные и проектируемые (на момент оставления схемы) ДОТы, треугольники это ДЗОТы. Как видим - позиции были достаточно мощными.



Во время одной из поездок удалось разыскать неплохо сохранившиеся ДОТы. Здесь, как и южнее значительная часть ДОТов строилась с использованием бревенчатого сруба, который после заливался бетоном. К настоящему времени эти конструкции сгнили или выгорели - сохранились лишь бетонные “панцири”. Впрочем, попадаются и типовые ДОТ для 45 мм пушки, точно такие же можно увидеть, например, в Бородино.



Типичный ДОТ на основе деревянного сруба. В данном случае для 45 мм пушки



Оленино

Пожалуй наибольшее впечатление производят оборонительные районы находящиеся в окрестностях города Оленино. К счастью, этот район мало интересует “копателей”, боевых действий не было, а блиндажи были очищены местными жителями еще в 1941 году.
Эти места (южнее Оленино) описаны в известном произведении “Ванька ротный”. Район был оставлен без боя в начале октября 1941. По некоторым данным, немецкие войска вошли в него лишь через месяц.
В большинстве своем сооружения типовые и монолитные, снабженные казематными установками НПС-3 и ДОТ-4. Каждый “опорный пункт обороны” окружен противотанковым рвом, который до сих пор неплохо сохранился.
Как правило на подступах к ДОТам и ДЗОТам находятся “волчьи ямы”, которые не позволяли танкам подойти к амбразуре с фланга и закрыть ее. Рядом находятся укрытия и блиндажи, соединенные перекрытыми траншеями.
Значительная часть позиций вокруг ДОТов сильно заросла лесом и составить более менее полную картину довольно сложно. Примерно так, этот район выглядит по “официальным данным” - многие  ДОТы имеют статус памятников. Правда, их координаты даны настолько приблизительно, что найти их на местности, в густом лесу, очень непросто.



Звездочки это ДОТы или группы ДОТов, красные линии - противотанковые рвы (некоторые предположительно).

Зато, здесь можно посмотреть ДОТы под 76 мм пушку, под 45 мм пушку, ДОТ с установкой ДОТ-4, правда от них остались лишь амбразуры, как и от ДОТов с пулеметными установками НПС-3.  Попадаются очень интересные ДЗОТы, сделанные на основе сруба, но с высокими, монолитными передними стенками и бетонными амбразурами.

Рассмотрим один “опорный пункт обороны”, который находится рядом деревней Турнаево.

ДОТы вытянуты в одну линию и прикрывают дорогу, которая в 1941 году была основной “трассой” - нынешнего рижского шоссе тогда не существовало. Хотя ДОТы посажены ниже топографического гребня, однако едва ли они остались бы незамеченными для немецкой разведки.

ДОТ по 45 пушку находится на правом фланге. Скорее всего далее (правее) тянулись окопы и возможно была пулеметная позиция, но сейчас там все запахано.



ДОТ для 45 пушки. Обвалован. Представляет собой холмик заросший травой.



Вид изнутри, через амбразуру. Слева виден упор для станины. Видно, что потолок сделан из металлических балок (двутавра) между которыми размещены отрезки досок.



Вид изнутри через вход. Видна типичная конструкция ДОТа для 45 мм орудия.



Интересно, что в верхней части входа сделан паз, в котором, возможно размещалась конструкция "ворот". Скорее всего такие ДОТы закрывались воротами, как от непогоды, так и для охраны (чтобы посторонние не залезали).

Левее находится наблюдательный пункт (НП) с тремя амбразурами. К сожалению вход в него полностью засыпан.



Это наблюдательная щель по фронту.



Вход завален, оплыл окоп и обваловка. Дверь в НП исчезла наверное еще во время войны.



наблюдательная щель.

Еще левее непосредсвенно возле дороги находится ДОТ с установкой ДОТ-4.



Он мог вести огонь как из 45 мм пушки, так и пулемета. В этой амбразуре когда то был установлен металлический шар...



Видимо шпильки не смогли или не захотели выкручивать...

Дальше мы находим непонятную конструкцию - вероятно бетонированный ДЗОТ, который прикрывал огнем ДОТ-4.





Видны остатки сруба, амбразура и видимо сплозшая "плита перекрытия". Обращает внимание наклонная передняя стенка ДЗОТа.



Амбразура.

Пулеметный полукапонир с НПС-3.



Сектор обстрела пересекается с ДЗОТом. Не очень понятно, зачем сделано крыло. Увы, вход совсем затянут землей, а сектор перед амбразурой превращен в свалку. (Надо бы очистить его).







Обваловка засыпала вход. Да еще и дерево выросло.

На самом левом фланге находится ДОТ с ДОТ-4. Не исключаю, что что-то есть еще левее.




Виден характерный "тупой" угол ДОТа.Амбразура у самой земли.



Крючки, выпуски арматуры - обычно использовались для закрепления маскировки.



Типичный вход в ДОТ (ДОТ-4) внутри ниже уровня пола гильзосборная камера. Входя в него есть все шансы провалиться метра на полтора в воду...



Сектор обстрела, перед лесом должен быть противотанковый ров.

Эти сооружения прикрывали дорогу, которая шла с запада на восток в направлении Ржева. Сейчас по ней почти не ездят, да и сама деревня выглядит нежилой.

Дальше по дороге в нескольких  километрах на восток был обнаружен примечательный двухамбразурный ДЗОТ. Он прикрывал огнем противотанковый ров...



Общий вид от дороги



И на дорогу



Две амбразуры, бетонный "лоб". Каркас - сруб.





Продолжение и дополнения будут :)

1941, Ржевско-Вяземская линия

Previous post Next post
Up