Сейчас , после создания мемориала на месте легендарной 35-ой береговой батареи Севастополя, один из экскурсионных маршрутов, минуя большую часть помещений артблока первой башни, выводит посетителей через вентиляционную потерну на береговой обрыв. Обычно посетителей поражает высота сводов этой потерны и открывающийся со скальной стенки вид. С этого обрыва по импровизированным лестницам и просто по скалам спускались к морю моряки Черноморского флота в июле 1942 года, ища спасения в его водах и не найдя его поднимались обратно. На этом экскурсия обычно и заканчивается и посетители идут на выход обратным путем. Мы же, еще до строительства мемориала, пройдем с вами от помещений первого артблока через помещение воздушных фильтров и потерну, выйдем на обрыв, спустимся по скальной стенке к морю, как в 1942 году, и поднимемся обратно на плато, где расположены наземные сооружения 35-ой батареи. По пути сравним как было и что осталось от артефактов в процессе создания мемориала.
Вид на помещение воздушных фильтров с сохранившимися коробами вентиляции сразу после входа от первой башни.
При строительстве 35-ой береговой бронебашенной батареи Севастополя огромное значение придавалось ее противохимической защите. В дальнейшем, при достройке 30-ой батареи по некоторым пунктам вышло послабление, т.к. к тому времени стали понимать объем затрат на коллективную противохимическую защиту и более трезво оценивать вероятность применения противником химического оружия.
Проектированием вентиляционного и противохимического оборудования 35-ой береговой батареи занималось Военно-Химическое управление РККА.
Оперативно-тактическим заданием на проектирование батареи предусматривалась полная защита всех внутренних помещений от проникновения боевых отравляющих веществ с обеспечением работы личного состава (в том числе в боевых рубках и орудийных башнях) без противогазов и защитной одежды при химических атаках и заражении местности в эспланаде батареи.
Именно обеспечение полной коллективной противохимической защиты внутренних помещений, боевых рубок и орудийных башен (проект был разработан военным инженером Г.Н. Колокольцевым при участии представителя Военно-химического управления РККА военного инженера Павлова) оказалось одним из наиболее сложных вопросов проектирования и достройки береговой батареи.
Фрагмент плана береговой батареи № 35 Дмитрия Стогния. На нем наиболее удачно прорисована вентиляционная потерна с некоторыми деталями интерьера
Для большей герметичности первого артблока и в связи с усилением горжевой стенки его лишили построенных еще по царскому проекту выходов и стрелковых бойниц в горжевом капонире (про это было в
предыдущем репортаже). Сами орудийные башни никаких люков и дверей для выхода на поверхность не имели, а с помощью брезентовых чехлов орудийные амбразуры были загерметизированы. Необходимо было с помощью приточной вентиляции создать внутри блока избыточное давление, каким-то образом обеспечить запасной выход из блока, слив сточных вод и прочее. Для этого к скальному обрыву на берегу моря из подэтажника, расположенного под помещениями 51 и 59 на схеме выше пробили потерну с помещением для воздушных фильтров и с развитым коленчатым сквозником на выходе к скальному обрыву. Воздухозаборники были обеспечены от воздействия взрывной волны специальными устройствами и бронеставнями. Вентиляция и воздухозабор в артблоке второй башни были решены по иному.
На дальнем плане помещение 51, мы находимся над провалом в подъэтажник помещения 59
Попав по едва заметному лазу в подэтажник помещения 51 и протиснувшись через кучу глины на входе мы наконец попадаем в помещение воздушных фильтров и потерны, ведущей к морю. Мне до сих пор не совсем понятен завал грунтом прохода в эту потерну на месте спуска и штатной лестницы, который вроде бы не мог натечь естественным способом через разрывы бетонного покрытия после взрыва. Возможно этому есть своя причина.
Читать продолжение далее на моем Дзен-канале здесь...