Сегодня мы с вами отправимся на морскую прогулку по Севастопольской бухте с осмотром ее достопримечательностей. Это будет необычная прогулка. Не та, что обычно заказывают отдыхающие на каком-нибудь корыте от Графской пристани на один час. Мы пойдем на рейсовом катере, но тоже не по правилам.
Вид на Инкерманскую (Монастырскую) и Загайтанскую скалы через реку Черную с причала Малый Инкерман. На переднем плане причал № 52, на заднем плане - автомобильный мост
Обычно как бывает? Пришел человек на Графскую пристань, взял билет на катер и поплыл в Инкерман не понятно зачем. А потом обратно... Мы же с вами рано утром, еще до жары уедем из Севастополя на электричке в Инкерман и с пользой проведем день в верховьях Севастопольской бухты. Сначала осмотрим византийскую крепость Каламита, которой в последствии владели феодориты, а затем сильно перестроили турки, спустимся вниз в заброшенный карьер по добыче инкерманского камня, искупаемся в озере, слазаем в инкерманские штольни, посетим пещерный Инкерманский монастырь и лишь потом задумаемся о дороге обратно. Это и будет наша морская прогулка от верховьев Севастопольской бухты до Графской пристани.
Но до моря от Инкерманского монастыря надо сперва дойти. Я шел очень быстро, в надежде успеть на последний катер. Именно поэтому ни в этот раз, ни в следующий, спустя год, мне так и не удалось толком осмотреть попадающиеся на сухопутном участке пути то тут то там различные достопримечательности. На это ушло бы еще пару часов. Поэтому фото мало. Важное примечание, с января 2022 года маршрут "Графская пристань - Инкерман" временно отменен и катера ходят только до Троицкой пристани.
Сегодня мы с вами осмотрим самые истоки Севастопольской бухты где еще не совсем понятно бухта ли это или уже река Черная. В 1773 году на первой карте Севастопольской (Ахтиарской) бухты штурмана Ивана Батурина собственно бухта заканчивалась на травезе Воловьей балки, по линии нынешнего восточного берега бухты Графской (Нефтяной). Впадающая в нее река Черная показана еле заметной ниточкой. Ныне после масштабных строительств ХХ века и дноуглубительных работ эстуарий реки Черной существенно расширился, стал судоходным до шоссейного моста и дополнился рукотворной Инкерманской бухтой на месте заболоченной поймы реки.
Фрагмент копии карты Ахтиарской бухты Ивана Батурина 1773 года. Музея Черноморского флота в Севастополе.
На карте Ивана Батурина 1773 года хорошо видны не только очертания Ахтиарской бухты с промерами глубин, но и отмечен город Инкерман с крепостью, пещеры Монастырской и Загайтанской скал, расположенные рядом церкви и мечеть. Для нас представляет интерес церковь Святой Софии к которой мы идем практически по древней дороге от Свято-Климентовского (Инкерманского) монастыря. Жирная линия на карте, почти соединяющая Инкерман с церковью Святой Софии это отмеченные Батуриным остатки дамбы древней дороги, пересекающей в этом месте плодородную пойму реки Черной. Дорога из крепости Каламита в порт Авлита была проложена во времена расцвета княжества Феодоро. Возможно, что она существовала и намного ранее. Властитель Феодоро Алексей I, княживший в 1411-1446 гг., в ответ на захват генуэзцами порта Чембало, лишивший княжество выхода к морю, недалеко от крепости Каламита построил новый порт - Авлита, чем намного сократил путь к морю, предложив более выгодный для купцов маршрут.
Вот только остается вопрос где же этот порт был расположен?
А.Л. Бертье-Делагард и Мартин Броневский локализуют торговые пристани феодоритов между устьем реки Черной и Килен-бухтой (в левой части фрагмента карты Ивана Батурина). По всей видимости они правы, но подтверждающих их догадки материальных артефактов до сих пор не найдено. Место предполагаемого древнего порта за последние 150 лет подверглось сильному антропогенному воздействию (железная дорога, ГРЭС, портовые сооружения) и там вряд ли что-то сохранилось.
Косьвенно о существовании порта в этом месте свидетельствует только древняя дорога. П.С.Паллас отмечал, что для переправы на правый берег реки Черной недалеко от Каламиты был построен мост с четырьмя арками, развалины которого сохранялись вплоть до начала XIX века. Бертье-Делагард добавляет описание дороги тем, что она проходила через долину реки Черной по каменной дамбе, через заполняемые во время паводков ложбины были переброшены деревянные мостки, а каменный мост пришел в негодность еще в конце XVIII века. И наконец визуальное подтверждение существования древней дороги в порт Авлита мы находим на гравюре к книге Д. Вебстера «Путешествие через Крым, Турцию и Египет в 1825-28 гг»
Источник:
Княжество Феодоро Гравюра по рисунку Вильяма Ньюнэма из книги «Travels through the Crimea, Turkey and Egypt» (London, 1830). Источник: Вики. Здесь мы видим неплохо сохранившуюся на тот момент крепость Каламита на Монастырской скале и Загайтанскую скалу на дальнем плане. Характерные выработки крымбальского известняка на западном склоне Монастырской скалы уже тогда имели место быть. Но главное это руины каменного средневекового моста через реку Черная в правой части гравюры.
Как мы видим, река Черная не впечатляла свой полноводностью даже в начале XIX века. Другое дело сейчас, после проведения дно углубительных работ, которые свели шанс нахождения порта феодоритов к нулю и окончательно уничтожили остатки моста.
Восточная часть Севастопольской бухты с эстуарием реки Черной. Справа внизу Инкерманский монастырь и крепость Каламита. Пристань Малый Инкерман отмечена у буквы "Л" в названии Литейной улицы. Источник: космосъемка Яндекса
По автомобильному мосту, расположенному по традиции на месте средневекового, пешком пересекаем углубленное русло реки Черной.
На фото справа причал № 52. На дальнем плане за каким-то корытцем у причала № 54 - причал Малый Инкерман, за ним причал № 56 Севастопольского морского торгового порта где стоит под погрузкой судно "Капитан Рафаат" . Справа на переднем плане "Вторчермет", где по сложившейся традиции находят свой конец корабли Черноморского флота, те, которых не успели продать на иголки в Индию или Китай. На дальнем плане Маячная гора с Инкерманским створным передним маяком.
Читайте далее на моем Дзен-канале здесь...
Подписывайтесь.