Откуда растут уши у замков Западной Украины? От Ренессанса до Нового времени

Feb 04, 2022 18:21

Продолжаю публикацию статьи "Византийская схема планировки укреплений и ее влияние на планировку укреплений 16-17 вв. в Украине" в украинского исследователя фортификации Филиппа Гавриленко о влиянии византийской школы оборонного зодчества на генезис средневековых замков Западной Украины спустя некоторое время после падения Константинополя. В этой части мы познакомимся с примерами европейской византийской традии в эпоху ренессанса и с их откликами в облике замков Украины. Первая часть статьи была здесь.
*****
Византийские традиции европейских крепостей эпохи ренессанса и их влияние на облик замков Украины
Теперь переходим к более известному у нас Ренессансу. Схема обороны, подразумевавшая размещение главной оборонительной конструкции по центру, а не по бокам, применялась также во 2-й половине 15 в. К примеру, Франческого ди Джорджо Мартини, известный как изобретатель бастионов, в своих теоретических и практических проектах опирался также и на византийские наработки, и потому уделил достаточно внимания пятиугольным/клиновидным башням, заломам куртин, а также центральному размещению главных башен.

Замок в Ккальи


Источник

У замка в Кальи (Италия), построенного в 1470-х - 1480-х гг., по центру одной напольной линии видим главную треугольную в плане башню, с другой - видим клин, образованный стенами, причём кончик этого клина фланкирован небольшими полубашенками, а, как мы знаем, похожая связка (залом стен, фланкированный ронделями) использовался в случае с рядом укреплений Подолья.

Клиновидная/миндалевидная главная башня замка Гавон (Италия), построенная ок. 1490 г., по центру напольной линии укреплений (кстати, облицовка в виде пирамидальных камней - это также отсылка к греко-византийским приёмам):


Источник

Список интересных деталей укреплений Мартини можно продолжать очень долго, поскольку мастер был довольно плодовит и не был склонен к радикальным экспериментам в фортификации, но, думаю, его наследие стоит более детально рассмотреть в отдельной теме.

Также интересно, что наиболее ранние экспортные образцы ренессансной архитектуры, построенные за пределами Италии, в своём облике содержат отсылки к византийским планировочным решениям. Ярким примером тому служит замок Грайн (Австрия), который считается самым старым из австрийских укреплений, построенных на основе симметричной ренессансной планировки, только речь не о привычной нам симметрии, а о византийско-имперской. Замок возвели в 1491-1495 гг. представители рода Прюшенков, приближённых к императору Фридриху III, и именно этим объясняется использование в планировке центральной симметрии, пятиугольной надвратной башни, боковых полигональных башен, углов, похожих на заломы, и т.д. - всё это вначале было частью византийского архитектурного стиля, а с конца 12 - 1-й половины 13 вв. также стало частью архитектурного стиля правителей Священной Римской империи, о чём в двух словах рассказал выше, когда упоминал деятельность Фридриха II.


Источник



Источник

У меня создалось впечатление, что византийский подход к планировкам укреплений оказывал влияние даже на отдельных военных инженеров, которые уже в 1-й половине 16 в. начали работать с бастионами. Этим бы можно было объяснить необычные планировки ряда ранних укреплений.

Приведу лишь несколько примеров.

В случае с замком Сан-Кастро в г. Сора (Италия), построенном в 1520 г., видим укрепление переходного периода. Его характеризует одновременное использование башен разных планировок (четырёхугольных, круглой, полигональной), а также расположенный по центру пятиугольный башенный выступ, в котором обустроили ворота. Очень необычная постройка с точки зрения классической ренессансной симметрии, но вполне обычная с точки зрения византийско-имперской симметрии:


Источник

Читать и смотреть далее на моем Дзен-канале здесь...

Италия, Византия, Украина, Замки

Previous post Next post
Up