Дорога смерти к Карону и пограничные укрепления напротив Джавайского ущелья

Jul 19, 2021 22:34

Итак, продолжим исследовать район между кишлаками Рузвай (в современной транскрипции Рузват) и Кеврон напротив устья Джавайского ущелья в контексте охраны и обороны таджико-афганской границы на рубеже ХХ и ХХI веков. Древний город Карон мы пока игнорим. Он у нас просто фоном идет, как исторические декорации.

Вид на Джавайское ущелье Афганистана с господствующей высоты

Репортаж о первом бое российских пограничников с боевиками 8 сентября 1994 года в этом районе у меня был здесь. Практически сразу после публикации материала я получил отклик от непосредственного участника тех событий и руководителя попавшего в засаду подразделения - Петра Александровича Слющенкова, который уточнил несколько существенных моментов: дату и место.

И если первое не вызывает сомнение и имеет документальное подтверждение, то по поводу места боя я вновь склоняюсь к тому, что оно было за кончиком мыса, после поворота к Кеврону, чуть выше по течению от устья Джавая. Именно в этом месте несколько позже была размещена застава (или все-таки пост?) Калай-Хумбского ПОГО с опорным пунктом для контроля опасного направления со стороны Джавайского ущелья. В тот роковой день БТР с пограничниками выскочил из за поворота и сразу попал под огонь боевиков, возможно даже с того холма, где в последствии был размещен опорный пункт заставы. Единственное чего не хватает здесь для полноты картины и однозначности это выступающих у дороги крупных камней. Вполне возможно, что они были убраны при ремонте дороги. К сожалению, фотографий этого участка у меня нет, пользуемся только космосъемкой с Яндекс-карт.

И еще один важный момент. Информация о переправе в этом месте, послужившая причиной выдвижения сюда резерва комендатуры, прошла от "агентуры", а не от пограничного наряда или временного пограничного поста на горе. Никакого пограничного поста на тот момент там не было, отсюда и свобода действий боевиков и внезапность.

Ну а сейчас мы отправимся наверх к перевалу Кеврон с древним городом Карон, чтобы посмотреть, что там осталось из пограничных укреплений. На космосъемке Яндекс хорошо виден мыс с древним городом Карон в седловине, через который проходила древняя караванная тропа, срезающая излучину Пянджа. Слева кишлак Рузвай от которого на Карон идет серпантин. Внизу устье Джавайского ущелья.

После описанных в предыдущем репортаже метаний мы с Белкой наконец отыскали среди глинобитных домишек кишлака Рузвай узкий проезд к началу серпантина и начали свой первый серьезный горный подъем (не по шоссе). Не могу сказать что мы не волновались. Дорога была узкая, без ограждений, с крутыми разворотами на 180 градусов, первый из которых пришлось проходить в два приема.

На фото впереди видна господствующая высота с конической вершиной. Как потом оказалось на ней в древности было размещено небольшое укрепление. Вниз смотреть почему-то не хочется...

Вид назад в сторону спрятавшегося за поворотом кишлака Рузвай. На дальнем плане скалистый мыс на территории Афганистана. Там в древности также могли быть укрепленные усадьбы или даже замок.

Едем дальше, впереди первый поворот

Проходим поворот в два приема

Вид на Джавайское ущелье с этого поворота

Благополучно преодолев серпантин останавливаемся у ворот древнего города Кеврон.

Про это странное место будет отдельный рассказ. Уже с этой фотографии, овеянной седой древностью, можно начинать улыбаться

Но нам сейчас не до Карона и потому бросив взгляд на так называемый ипподром с мирно пасущимися коровами, а по сути загон для скота на древнем перевалочном пункте, отправимся на господствующие вершины по пешеходной дорожке. Даже отсюда на одной из них виден развал камней на месте небольшого древнего оборонительного сооружения.

Еще один обширный двор со странными стенами и полубашнями во внутрь. Кладка стен очень похоже на отделку колонн на фото выше. Зачем такое надо было строить мне не понятно, но таджикским академикам виднее.

При подъеме на восточную вершину открывается великолепный вид на долину реки Пяндж вверх по ее течению. Справа плато на территории Афганистана и вроде как там даже расположен полевой аэродром, слева седловина из которой мы поднялись. Здесь недавно была построена вертолетная площадка для приема высокопоставленных гостей, решивших посетить руины Карона.

На дальнем плане у подножия гор притулился кишлак Кеврон с одноименной пограничной заставой на верхней оконечности кишлака.

Поднимаемся чуть выше и выходим на край обрыва

Виды здесь действительно красивые и я не отказал себе полюбоваться ими

Уже тут по краю обрыва мне стали в изобилии попадаться стрелковые ячейки с брустверами из плитняка. Из них можно наблюдать, а при наличии соответствующего оружия держать под огнем и дорогу внизу и сопредельную территорию Афганистана.

Почему соответствующего? Да потому что до афганского берега здесь по кратчайшему расстоянию без учета перепада высот -  600 метров, а до расположенного примерно на одном уровне плато куда выбирается афганский серпантин и вовсе 1,5 километра.

Наконец я поднимаюсь на мини-хребет, проходящий поперек мыса. На его восточной оконечности в чахлой траве прячутся окопы. Замечательное место для наблюдательного пункта

Вот один из этих окопчиков с выложенным из плитняка бруствером

Вид с другого ракурса

А теперь пройдемся по хребту и посмотрим на Джавайское ущелье. Здесь достаточно интересно. На небольшом ровном плато мы видим "скалу" с пещеркой/гротом у основания. Изначально я ее принял за руины постройки, потом переквалифицировал в скалу, но теперь я бы не говорил так однозначно. Надо было идти и смотреть вблизи.

Слева и ближе к нам в распадке - руины какой-то усадьбы в виде многокомнатного дома и прямоугольная кладка каменной ограды загона для скота. Может быть даже и грядки какие были, судя по трехчастному делению территории. Интересный объект как по структуре, так и по своему месторасположению

Забавно, что Викимапия безапелляционно интерпретирует эти объекты следующим образом (см. картинку). И если с погранпостом/заставой и опорником рядом попали, то остальное вызывает вопросы. Следов вышки я вообще не углядел

Чтобы увидеть в кладке традиционной памирской усадьбы с загоном для скота стрельбище надо очень постараться. Что кстати не исключает использование этого места в качестве стрельбища пограничниками. Оно примечательно еще и тем, что вполне возможно через него по расселине (отбитой тенью на фото ниже) был сквозной проход через мыс еще одной тропы. Так что вполне возможно, что это достаточно древняя постройка и она могла выполнять функции караван-сарая создавая альтернативу ночлега для тех, кто по какой-то причине не хотел посещать Карон, расположенный по другую сторону хребта

А вот это плато с отдельно стоящей скалой вполне бы могло потянуть на небольшое городище

Только почему-то не особо видно остатков стен по краю, хотя какая-то нивелировка площадки прослеживается

Зато на фото из космоса хорошо видна разветвленная система окопов и ходов сообщения вокруг "скалы". Вполне возможно, что еще до создания погранзаставы внизу это место использовалось как временный пограничный пост, а в более поздний период, как сообщает нам Вики, в качестве пункта технического наблюдения

Если приглядеться, то окопы вокруг скалы видны даже с нашего хребта. Более того к скале примыкает какая-то разрушенная кладка и в ней четко видна "пещерка".

Что ни говори, - удобное место и в древности и в наши дни. Любопытно узнать как эти объекты сочетаются с древним Кароном? Окажется еще, что скала это вовсе не скала, а очередной храм огня или буддистская ступа. Странно она все-таки торчит посереди ровного плато. Сейчас смотрю на нее и жалею, что не потратил пару часов своего времени и не сходил осмотреть вблизи. Но я тогда только проходил высокогорную аклиматизацию и еще плохо шевелился

Еще один общий вид этого таинственного места на фоне устья Джавайского ущелья

И моя мордаха на фоне у очередного окопчика по гребню хребта.

Еще раз подчеркну, что если принимать за аксиому наличие в этом месте средневекового города Карон у которого по непонятной причине нет городских стен, но зато есть ипподром., то становится понятно, что каждый клочок мыса, в основании которого находился город, будет изобиловать древними артефактами, тем более на таких удобных площадках. Так что удивительные открытия нас здесь еще ждут и совсем не обязательно для придания этому месту большей значимости возводить колонный из железобетона.

Дойдя по гребню хребта до его западной оконечности делаю несколько кадров вниз по течению Пянджа. Вдалеке за кишлаком Рузвай мост международного погранперехода

В этом месте археологами раскопана какая-то небольшая укрепленная усадьба (о ней в следующий раз) и был большой риск свалиться не с обрыва вниз, а назад в раскоп глубиной метров пять. Справа внизу новодельные колонны древнего Карона. Ну прямо как в Пантикапее, так что по логике вещей я нахожусь практически на его акрополе.

Еще один кадр характерного скалистого холма на афганской территории. Судя по всему он был обжит задолго о нащих дней, а современные афганские усадьбы только подтверждают эту гипотезу. За холмом прячется застава пограничной стражи Республики Афганистан. Интересно, как им сейчас там живется? Наверное тревожно. Ну если что - успеют перебежать по мосту на нашу сторону.

Тут чет меня на селфи пробило, да еще и против солнца

Чуть не сломав шею спускаюсь вниз к руинам официального Карона, которые иногда показывают туристам. Но по прежнему разглядываю афганскую сторону и серпантин по которому мне сейчас предстоит спускаться

Все, пошел на спуск

Еще один взгляд на приметную  возвышенность на афганской стороне

Для тех кто досмотрел до конца два видео подъема и спуска по "дороге смерти" к Карону

Подъем

Спуск

На этом пока все. К теме Карона, этого недавно открытого средневекового города с непонятным набором сооружений, мы еще вернемся, а сейчас наш путь лежит к Хорогу. Надо успеть проехать как можно больше, пока не село солнце.

А теперь главный вопрос поста.
Интересно, те кто служил здесь на границе, что-нибудь слышали о Кароне или помнят как местные объясняли эти руины? Может быть кто-нибудь помнит из чего сделана "скала" там где был расположен пост технического наблюдения?