Десятую часть
читать тут Остановил свое повествование на том, что закончил осмотр экспонатов на ИКК "Линия Сталина" в Заславле под Минском.
Время, наверно, около двух часов дня - я-то на время не смотрю - но по ощущениям в желудке, полдень уже был. Я слегка уставший, голодный, полный впечатлений собираюсь куда-то дальше ехать. Но куда именно? Помню, что северней, на территории Белоруссии должен быть еще один подобный мемориал, который собирался обязательно посетить. Но название того мемориала вылетело из головы. Помню, что он на крупной трассе между Себежем и Минском. И почти на моем пути. Но как он называется? Забыл.
Досадно.
Мой умный телефон даже с глонасом вкупе мне не может помочь, есно, как всегда в таких важных ситуациях. Топчусь возле моца на солнцепеке и не могу решить такую простую навигационную задачку. Куда ехать? Ах, да! Еще один нюанс - мой добрый МТС, отменивший роуминг с 1июня по стране, вовсе не считает братьями белорусов, и лупит с меня деньги за инет в размере 450рублей за каждый день пребывания в Белоруссии! Чот мне совсем не улыбается с такими расценками включать инет. Но я отвлекся, а вопрос по-прежнему, не решен - куда же далее рулить-то?
.....
А почему бы про следующий подобной тематики музейный комплекс не узнать в этом музее? Сам поразился простоте и гениальности этой мысли! Я же стою возле административного корпуса музея!! Кто, как не они должны знать все подобные "заведения" в округе!!
Кто ж как не музейщики знает диспозиции подобных мемориалов! Тут же отряхнувшись от пыли, (более, увы, никак себя в порядок в текущих условиях не привести) и нацепив бандану как флаг, бреду в административный домик. Пару раз безрезультатно ткнулся то в одну, то в другую дверь и, о счастье!, попал в открытую дверь кабинета милой девушки Тани. В ответ на мой вопрос, она и название мемориала узнала, и схему дороги из яндекса распечатала.
Вот этот замечательный путеводитель, благодаря которому...
Спасибо, ей! Помню же, что название и мемориала и близлежащего города простые и на слуху, а вот вылетели из головы. А ведь это - Полоцк, «Поле ратной славы». Это следующая моя точка маршрута. Кстати, и недалеко - 210 километров.
Еще раз, спасибо ИИК «Линия Сталина», спасибо Тане. Особо спасибо двум мужикам на стрельбище, что «дали пострелять», а еще рассказали, про музей и про то, как женщинам удается с первого раза подбить вражеский танк из пушки. Мне оч понравился этот музей. Не часто такое бывает.
А еще сегодня есть шанс по прекрасным белорусским дорогам добежать до Полоцка. Тем более, световой день с каждым километром на Север все длинней и длинней. Под внимательным взглядом Вождя, согласно Таниной инструкции, выкатываюсь на трассу.
Кстати, бюст вождя и большой и красивый и оформлен солидно, и на видном месте. Хоть и без мрамора-гранита, но солидно, по-взрослому. Респект.
Стартовал. Прекрасная дорога, живописные виды. Опять много аистов. Во всех вариациях вдоль дорог. Интересно, а вне автодорог они селятся? Или принципиально тока вдоль оживленных коммуникаций?
Но мне они нравятся. Необычно для мя. Останавливаюсь, фотографирую, а они позируют.
Время около двух часов дня.
Через пару часов пути докатился до Хатыни. Решил заехать, посмотреть, что изменилось, за прошедшие с моего последнего визита тридцать лет. Оказалось ничего. Идеологическое и психологическое государственного мемориального комплекса настолько велико, что в самом мемориале изменений не заметил.
Изменения коснулись административного-бытового комплекса и посетителей. Само собой появилось где пожрать - как же без этого посещать памятники! Мороженко, водичка, шоб не засохнуть и прочие вкусняшки, без которых трагизм белорусской деревни сложно понять. А еще шикарная парковка появилась мест на двести-триста, вместе с общепитом. За деревьями видна слева на фото.
Я приехал в конце рабочего дня, вместе с автобусом полных детишек. Пока парковался, отряхивался после двух сотен км, детишки 10-12 лет вылетели из автобуса и бегом, есно, за жрачкой. Как же без фаст-фуда на экскурсию? Кстати, воспитатели, экскурсоводы, или кто-там с ними, отнеслись к этому совершенно спокойно. И так получилось, что с парковки до самой деревни мне пришлось идти за ними.
Очень отвратительное для меня состояние - идти по памятным/святым местам за жующим поколением. Хорошо, хоть объедки на землю не падали. Но, тем не менее - героическая история Белоруссии под хруст кукурузных палочек, трагизм Хатыни под чавканье мороженного, рассказ о памятнике под хлопанье надутой жвачки. .. Гм..
Сравниваю с тем, как сам в экскурсионной группе проходил тем же маршрутом. Тогда, есно, и дорога к Хатыни была грунтовой, а не такой ухоженной, как на фото, с зеленым забором слева, щоб экскурсанты, не дай Бог, не свернули с пути правильного. И символических бетонных километровых столбиков от трассы до места трагедии в деревни не было.
И фаст-фуд не продавали нигде в радиусе полусотни километров. Зато экскурсовод делала замечание и вся группа поддерживала, когда кто-либо, вел себя не соответственно моменту: громко разговаривал, отвлекался или иным способом проявлял свое неуважение в памяти погибших. Само собой, даже летом в шортах прийти на мемориал, было, ну, не кощунством, но неприлично. Ибо люди приходили сюда почтить память, прикоснуться к подвигу, а не чавкать конфетами и пирожками.
Здесь умирали люди. Здесь кладбище и мемориал. А ты без бутылки газировки не можешь потерпеть час? Обязательно обедать на мемориале? Если не делать подросткам замечание, то почему наказывали в России подростков (пару лет назад) жаривших сосиски на Вечном огне? Чем одни отличались от других? Тем, что те ночью, а эти днем позорят память предков?
Кстати, с другой стороны и позицию сопровождающих взрослых понять можно - в наше время чревато ограничивать и посягать на свободу ребенка, влиять на его жизненную позицию, мешать счастливому детству. Вообще, нарушать счастливое детство сейчас очень опасно.
Как-то не все родственные факты стыкуются в моем понимании. Например, патриотические призывы масс-медиа чтить-уважать память Великой Отечественной и чавкающие-зевающие дети на мемориалах (таких же видел в Прохоровке). Или стыковаться эти факты не должны? Бессмертный полк только 9мая сам по себе, а счастливое, не обремененное памятью о войне/предках детство это совсем иное, и оно не должно касаться памяти о трагических страницах Родины?
Я не стал обходить весь мемориал. Я это уже видел в Прохоровке. Поэтому закончил осмотр мемориала и поехал далее по маршруту.
Еще через пару часов увидел табличку «Гомель». Странные названия в Белоруссии - одно название используется по нескольку раз. Две Хатыни, два Гомеля, четырежды - Осиповичи. А уж всяких названий попроще и вовсе пруд пруди. Всяким Михайловкам и Вишневым перестал вести счет уже на второй день поездки. А еще березу в названиях населенных пунктов белорусы любят. Сколько вариаций на тему этого дерева видел! Тьма!
Сейчас речь веду не о том Гомеле, который является областным центром, а о деревне в Полоцком районе, стоящей на одноимённом озере. Здесь, в 20 км южнее от Полоцка, прямо у трассы Р-46 (Полоцк-Лепель) расположился историко-культурный комплекс "Поле ратной славы", посвящённый истории Полоцкого укреплённого района (ПоУР).
Этот укрепрайон является частью "Линии Сталина" - системы оборонительных сооружений построенных в конце 1920-х годов вдоль границы с Польшей. Начал строился ПоУР в 1927 год. Глубина «бетонного пояса» - до 5 км. Расстояние до границы (1939 г.) от 4 до 25 км. В 1938 году состояла из 263 ДОТа на 452 станковых пулемета и 10 противотанковых огневых точек в башнях танка Т-26. Заметьте соотношение пулеметов и пушек - танки тогда еще не считались главным оружием на поле боя. А «бетонные коробочки» рассчитывались на попадание максимального тогда снаряда 155-мм. Более поздние сооружения, возводившиеся через семь лет в 1938-39гг., должны были выдерживать попадания уже 203-мм фугасных снарядов.
ДОТ №196 в центре ИКК «Поле Ратной славы» был построен в 1932 г. и не мог противостоять снарядам калибра более 155-мм. гаубицы - максимально известный военным на то время калибр пушек. Толщина стен этого ДОТа- 150 см, покрытия - 110 см. Конструкция ДОТов 1927-32 гг. не была рассчитана на противостояние авиационным бомбам, т.к. при их проектировании использовался опыт Первой Мировой войны, когда возможности авиации были очень скромными. И сами ОТ были примитивными. В 1927году когда, начали строить ПоУР, еще не существовало типовых проектов внутреннего оборудования. Да, и самого оборудования как такового не существовало. Например, первоначально сооружения рассчитывались только на размещение в них пулеметов и боеприпасов.
НО через несколько лет (в 1931 г., когда осознали изменение ситуации) начали устанавливать оборудование для отсоса пороховых газов от пулеметов. В 1932 году устанавливаются в ОТ гильзоулавливатели - до этого они под ноги падали. ОТ оборудуются фильтро- вентиляционными установками, для чего у тыльной стены ДОТов бетонируются специальные пристройки легкого типа под ФВУ. На фото ниже можно различить слева пристройку к массивному корпусу ДОТа.
Ибо фильтры изначально не планировались. Те, довоенные фильтры были огромные и неуклюжие, как на фото сделанном в ИКК «Линия Сталина». И когда в них возникла нужда, то в маленькие ДОТы они не поместились. Пришлось для них строить доп помещения. Кроме фильтров был ручной насос для вентиляции воздуха (как на фото в ИКК "Линия Сталина". Но для его работы человеку надо было постоянно ручку крутить. Кроме огневых сооружений в самом Уре имелись и вспомогательная, тыловая инфраструктура - казармы, склады и т.д. В результате получилось вот так.
Старинные фотографии полоцкого УР взял с сайта
http://relicfinder.infoВсе бы хорошо, но техника в тот предвоенный период развивалась столь стремительно, что к 1939 году опять возникла необходимость и усиливать ДОТы. А тут еще и граница «ушла» далеко на запад и про этот УР "забыли".
Вскоре началась война. На полоцком участке обороны, линия укреплений, построенная в 1927г., выполнила возложенные на нее прямые задачи. А именно:
• задержала противника, пока советские войска подошли с востока в УР для его обороны.
• сдерживали немцев, тем самым позволив соединениям беспрепятственно отойти на правый берег р. Западная Двина.
• После занятия Полоцка немецкими войсками, оставшиеся в живых гарнизоны огневых точек продолжали борьбу не менее 4-х дней, не позволяя противнику в полной мере использовать коммуникации для снабжения своих войск.
• Во время оккупации, ОТ являлись источником вооружения для партизан.
Одни из самых драматичных моментов ПоУР произошли на южном фланге, именно возле деревни Гомель, где я нахожусь. В другом месте, - на севере Полоцка возле п.г.т. Боровуха УР, тоже шли ожесточенные бои, но мемориал сделали именно тут, в Гомеле.
Почти три недели, пока немцы не сменили воинские части и не подтянули крупнокалиберную артиллерию, боеприпасы, укрепрайон у деревни Гомель держал оборону. Все потому, что «посажены» ДОТы были удачно - контролировали переправы через речку Гомель. На фото ниже я сделал кадр от амбразуры ДОТ №196 - смотри схему ниже, чтобы былло понятней.
Обойти их немцы не могли. Штурмом тоже очень сложно взять, ибо позиции хорошо замаскированы, имеют противотанковые надолбы и заграждения из колючей проволоки. Между долговременными огневыми точками отрыты траншеи полного профиля для пехоты.
Но фронтальный тип постройки .. и и наличие крупнокалиберной артиллерии у немцев, не оставлял им шансов на долгое противостояние.
Наступление с юга началось одновременно на двух направлениях. Первое - у деревни Гомель, между двух озер Гомель и Суя, на дороге, соединяющей Полоцк с Лепелем; второе в десяти километрах севернее - между тем же озером Гомель и соседним озером Канаши. На схеме выше эти направления показаны белыми стрелками. Так же видно, что обойти эти укрепрайоны немцы никак не могли.
Против двух дотов, что сейчас на мемориале (№196 и № 117) немцы выставили 38 артиллерийских батарей, начиная от самых маленьких 37-мм противотанковых пушек до тяжелых 210-мм мортир и специальных чешских орудий калибра 240-мм. Так как цель (амбразура ДОТа) крошечная, на прямую наводку немцы выкатили 88-мм зенитные пушки, отличавшиеся высокой точностью попадания.
В 4:00 15 июля 1941 года немцы начали интенсивную артподготовку, в ходе которой местечко Гомель было буквально стерто с лица земли.
Основной огонь немецкой артиллерии был сосредоточен на двух ДОТах первой линии. Первый из них, 196 на предвоенном снимке выше. В течение часа десятки орудий расстреливали его в упор.
В 5:00 орудия перенесли свой огонь в глубь обороны УР и в атаку пошли штурмующие группы немцев.
Неожиданно для атакующих, открыл пулеметный огонь один из ДОТов первой линии. Его поддержали ДОТы второй линии и полковая артиллерия.
Бой затянулся на 8часов. Только уничтожив часть русских бойцов в окопах, немецкие штурмующие группы приступили к осаде ДОТов. Применяя огнеметы и подрывные заряды к 13:00 они уничтожили 5 долговременных точек и прорвали оборону советских войск. Гарнизоны ДОТов сражались, используя любую возможность. В плен попало только несколько тяжело раненых бойцов. Вот так выглядел ДОТ№196 с верхнего снимка после штурма.
В центре немец стоит возле разбитой амбразуры.
Это нехарактерное для окружающих его ДОТов повреждение - след от мощного взрыва, полностью разрушившего центральную амбразуру и частично перекрытия боевого каземата.
Далее опубликую еще три снимка этого, 196-го.
Кто и как взорвал ДОТ, однозначного ответа нет до сих пор. Поэтому существует три версии: попадание артиллерийского снаряда крупного калибра (предположительно - 240-мм), попадание авиабомбы, или подрыв амбразуры заложенным в нее зарядом ВВ. Но ни одна из них не была доказана.
Мое мнение, по этому вопросу напишу в следующей части.
Продолжение следует