Вспомнил тут про удивительную страну Черногорию! Во время
своей поездки двухгодичной давности сюда я не мог обойти тему военных фортов. Это австро-венгерское наследие теперь здесь мало кому интересно, а зря!
В районе Которского залива расположено несколько, построенные более ста лет назад, фортов и все они на данный момент заброшены. Расположены они, как и положено, на возвышенностях в живописных местах, но добраться до каждого - отдельная подчас непростая задача. Время было не много и мы успели посетить всего один форт Траште (Fort Trašte) на горе Грабовец (Grabovec).
Впечатления от увиденного остались сильные и ими стоит поделиться, а заодно вспомнить историю противостояния Австро-Венгерской империи и маленького молодого государства Черногория!
2.
В Черногории мы были всего несколько дней. Идея посетить один из многочисленных австро-венгерских фортов у меня возникла ещё при поездке по Боснии и Герцеговине. Но там без внедорожника добраться до интересующих меня мест было сложно. В Черногории это сделать оказалось значительно проще. Правда, живописнейшие форты в районе Котора нам оказались не по пути. На всякий случай запомните их названия: Врмац, Троица, Гораджа. В интернете полно информации про любой из них. Все эти фортификационные сооружения по достоинству оценят истинные любители истории и чудесных природных локаций без толп туристов.
3.
Форт Траште расположен всего в каких-то 25 километрах от курортного Будвы. Просто во время автомобильной поездки в нужный момент нужно свернуть с трассы Будва-Тиват в сторону посёлка Бигова и в какой-то момент не проскочить указатель на Грабовец.
4.
Здесь мы оставили машину и ещё около километра подымались вверх по старинной австро-венгерской дороге пешком. Таких дорог тут много и они по-своему тоже могут считаться памятниками инженерного искусства начала прошлого века.
5.
Самое время рассказать где мы, собственно, очутились и что тут делали австрийцы с венграми. Тугой балканский узел на этих землях начал завязываться два столетия назад во время постепенного развала Османской империи. На осколках турецких владений в Европе, не без помощи России, начали быстро образовываться новые государства - сначала Сербия, чуть позже Черногория, Болгария, Румыния. Не дремала и могущественная Австро-Венгрия, отхватившая себе Боснию и огромный кусок Адриатического побережья, где образовалось подконтрольное Габсбургам королевство Далмация.
6.
Вот тогда-то в удобнейшем Которском заливе расположилась крупнейшая военно-морская база австро-венгров. Подступы к ней со стороны суши сначала защищали временные укрепления, которые со временем перестроили в мощную полосу обороны из отдельных фортов, окоп, блиндажей и артиллерийских батарей.
7.
Главную угрозу австро-венграм в этом районе представляли поддерживаемые Россией черногорцы. Молодое государство рвалось заполучить выход к морю. Форт Траште стал последним построенным австрийцами укреплением в этом районе и по сути был на тот момент наиболее современным.
8.
Почему это место было выбрано для постройки понимаешь сразу, как подымаешься на его вершину. С Грабовеца открывается обзор на часть Которского залива близ Тивата, а также на внешнее побережья Адриатического моря. Отсюда можно было одновременно контролировать несколько важных стратегических районов.
9.
На подходе к самому форту мы увидели несколько разрушенных зданий, в которых некогда размещались солдатские казармы.
10.
Рядом с ними тут же появились свидетельства подземных сооружений - вентиляционные шахты.
11.
Далее мы поднялись на самую живописную часть форта - его крышу с четырьмя неплохо сохранившимися бронеколпаками. Сто лет назад сквозь бойницы в них выглядывали убойные гаубицы М99.
12.
Кстати, вес всей конструкции вместе с поворачивающей бронебойной башней составлял 16 тонн (!). Производило сиё чудо смерти прошлого небезызвестная фирма Шкода.
13.
Сам форт представляет собой L-образное крепостное сооружение. Лазить по нему оказалось захватывающим, хотя и не совсем безопасным занятием.
14.
Дело в том, что пол между двумя этажами в форте австрийские военные делали по очень экономичной схеме - клали на балки листы гофрированного железа и сверху заливали их цементом. За сто лет эти перекрытия перегнили и во многих местах обрушились.
15.
16.
Среди прочего внутри ещё можно обнаружить остатки железных деталей, оригинальную защиту на бойницах и даже кухонную печку столетней давности.
17.
18.
Рядом с фортом мы заметили и подземное сооружение, некогда служившее резервуаром с питьевой водой.
19.
Но самым интересным артефактом прошлого в форте Траште является 200-метровый подземный ход. Эта потерна была сооружена, чтобы соединить солдатские казармы с самим фортом и отлично сохранился до наших дней. Это я проверил лично!
20.
Мне было интересно разузнать, что же с фортом произошло в годы Первой Мировой войны. Оказалось бой здесь был лишь однажды - осенью 1914 года. Тогда черногорцы обстреляли со своих горных убежищ всю линию обороны австрийцев. Правда, дальше дело не пошло.
21.
На этом военная история данного форта закончилась. Ту военную компанию черногорцы с сербами бесславно проиграли, отступив уже в следующем году в сторону Греции, где влились в состав французских экспедиционных войск.
22.
Позже же форты стали не интересны ни новому послевоенному государству под названием Королевство сербов, хорватов и словенцев, ни во время Второй Мировой войны фашистским властям, ни послевоенной Югославии.
23.
Судя по всему и для современной Черногории эти объекты практически не существуют. Что, в целом, хорошо! Здесь не бывает туристов и гулять по заброшенным австро-венгерским крепостям сущее удовольствие для истинных ценителей фортификационного дела. Думаю, история этих фортов явно не закончена, но одиноким путешественникам, добравшимся сюда, до этого нет дела. Мы наслаждаемся тем, что видим...
24.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу
в Фейсбуке, в
ВКОНТАКТЕ, а также в
Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в
ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.