ДОТ 23 Минского укрепрайона

Apr 10, 2018 16:15

Чувствуя, что моим читателям несколько поднадоели ДОТы Псковской УП (или это не так?), решил сменить локацию и начать многолетнюю повесть о ДОТах Минского укрепрайона. В отличии от укрепрайонов Псковской области у меня практически нет собственной документальной базы по Минскому УРу. Поэтому мы будем осматривать ДФС почти как туристы.
Март удачное время для открытия полевого сезона. Начнем мы с Х батальонного района обороны, что расположен западнее и на окраинах пригорода Минска - Дзержинска.

Вид с ЮЗ на ДОТ 23. На заднем плане видно кладбище г.Дзержинска



Решение по возведению Минского УРа было принято постановлением Совета труда и обороны СССР 15 февраля 1932 года. На эти работы было ассигновано 12 млн 713 тыс. руб.
Уже 2 марта 1932 года командующий войсками БВО Уборевич И.П. доложил Ворошилову К.Е. оперативное решение по укрепрайону с указанием направлений, оборонительных позиций и количества сооружений. Укрепрайон должен был состоять из 10 батрайонов обороны по 15 или 19 ДФС в каждом и  и 5 отдельных ротных районов обороны по 7 сооружений в каждом. Всего планировалось 209 сооружений, т.е. в среднем 1,6 сооружения на 1 км фронта. Причем на направлениях обеспеченных железной дорогой снарядостойкость сооружений предполагалась М1 от 203 мм снарядов, на других направлениях М2 и М3.

Начало бетонных работ в Минском УРе устанавливалось 1 мая 1932 года, окончание - к 1 апреля 1933 года. В конечном счете в течении года было построено 294 сооружения. Для строительства УРа было сформировано 98-е Управление начальника работ (УНР-98). Начальником работ и комендантом УРа был назначен Гайлит Я.П., имевший боевой опыт командования дивизией в Гражданскую войну.
Разнообразие планировок сооружений в МиУРе отражает не только разнообразие тактических задач, но и драматические поиски рациональных проектных решений. Именно поэтому, в отличии от Псковской УП, МиУР представляется более интересным и с точки зрения обывателя и с точки зрения специалиста.

Вид с ЮЮВ на ДОТ 23. На фото хорошо видна разновременность основного сооружения и пристройки с тыла



Батальонный район обороны X южного сектора Минского укрепрайона состоял из трех ротных участков, как и большинство других БРО. Передний край обороны проходил по линии деревень Чапля - Ясютевичи - Грицковщина - Дягильно. Данный участок прикрывал дальнее Минское и ближнее Койдановское (Дзержинское) направления со стороны Барановичей, Столбцов и Рубежевичей. Удаление от госграницы батальонного района обороны составляло около 10 км, глубина обороны от 2 до 3 км.
На левом фланге X БРО взаимодействовал с ротным районом обороны «Г» в районе деревень Дягильно и Клыповщина (сейчас по их стыку проходит современная автомобильная магистраль М-1), а на севере - с ротным районом обороны «В» в районе теперешней деревни Большие Новоселки.



Вид с ЮВ на ДОТ 23



В Х БРО было построено 19 огневых сооружений следующих классов защиты: две огневые точки типа М-1, девять огневых точек типа М-2, одна огневая точка типа М-3 в тылу обороны, три командно-наблюдательных пункта командиров рот (два из них с типом защиты М-3, один - с типом защиты М-1), один командно-наблюдательный пункт с типом защиты М-1, командно-наблюдательный пункт командира батальонного района с типом защиты М-2, два недостроенных артиллерийских полукапонира программы 1938-1939 гг. в рамках доусиления Минского укрепрайона.

Вид на ДОТ 23 с ВСВ. Огневая точка обкопана и хорошо видна конструкция входа в нее, оформленного в виде широко распространенной в МиУРе поздней пристройки - крытого дворика. Вход осуществлялся через закрываюшийся ставнем спуск. Кроме него имелся боковой лаз вправо под маскировку ввиде обычной двери. Иногда к боковому лазу пристраивали крытую галерею ведущую к фронтальной стене. Ее назначение было расчистка, в случае необходимости, амбразур, ремонт маскировки или ее устранение и борьба со штурмовыми группами.



Большинство огневых точек рассматриваемого участка принимали участие в боевых действиях. При этом повреждения у ДОТов разные: внешние и внутренние, начиная от стрелкового оружия заканчивая артиллерией. Один ДОТ на переднем крае обороны взорван. Расширение населенных пунктов, в особенности теперешнего города Дзержинска, образование дачных участков негативно повлияли на сохранность ДОТов X БРО. Часть ДФС завалены в мусором, у некоторых засыпан вход, один ДОТ находится на территории фермы, еще один приспособлен местным населением под хозяйственные нужды. Тем не менее общее состояниее сооружений и их интерьеров намного лучше чем в России.

Вид на ДОТ 23 с ССВ



Выбравшись из Дзержинска я на правился в сторону льнозавода мимо городского кладбища. ДОТ 23 видно из далека на окраине поля. В настоящий момент деревья и кусты вокруг него вырублены, устроен несанкционированный забор песка дорожниками или местными жителями.

Вид на ДОТ 23 с севера



ДОТ 23 представляет собой трехамбразурное пулеметное сооружение класса защиты М-3 (от снарядов 122-мм гаубицы или 76-мм пушки) объединенное с КНП командира роты по одному из документов, а по другому просто рядовая ОТ. Это объединение также является следствием принятия ряда управленческих решений, с целью экономии кубатуры бетона, в последствии отмененных. Широкий сектор обстрела составляет практически 180 градусов и ориентирован основной дирректрисой на северо-запад.
Как ни странно, но занимая левофланговой положение ДОТ практически не обеспечивает огневую связь с ротным районом обороны "Г" и с учетом дальности в 1 километр до железной и автомобильной дороги на Столбцы-Барановичи вряд ли эффективно может работать по ним всего одной левой амбразурой. Вероятно, замысел проектировщиков был в обеспечении стыка полевыми частями и артиллерийским огнем АПК.
Боевой каземат сооружения не имеет внутренних переборок, но зато в нем предусмотрена выгородка под перископную командира. Продух в сквознике типа "тупик" отсутствует, одна из дверей стоит поперек, на пути движения взрывной волны. Эти решения при проектировании были направлены на экономию кубатуры бетона, но по своей сути были ошибочными, снижающими защищенность и боевую ценность сооружения. Чуть позже в тыльной части сооружения над ямой с ФВУ была осуществлена пристройка - крытый дворик, для защиты ФВУ от затопления осадками и грунтовыми водами и защиты от осколков. Вход теперь в сооружение осуществлялся сзади сверху и закрывался ставнем или решеткой. Пристройка имела противоосколочную защиту из тонкого бетона и могла использоваться как убежище для посыльных или полевого заполнения в случае артобстрела. Боковой лаз вправо обеспечивал работу с маскировкой.



Северная правофланговая амбразура ДОТ 23. Над амбразурой в бетоне видны остатки срезанного каркаса для закрепления маскировки.



В амбразуре установлен стандартный узел П-31. Броневая заслонка отсутствует



Вид на ДОТ 23 с СЗ. С этого ракурса хорошо видны расположенные на покрытии ДФМ выводы перископа и антенны, а также центральная амбразузура сооружения



Центральная амбразура сооружения укрупненно



Остатки крепления маскировки над амбразурой



Срезанный мародерами каркас маскировки мог выглядеть вот так. На фото ДОТ 115 VII БРО в Заславле. Источник фото


Оригинально вполненный ввиде забетонированного конуса ввод для антенны радиостанции. В Псковской УП обычно торчит просто железная трубка



Обсадная труба перископа. В сравнении с Псковской УП смотрится оригинально, т.к. высунута слишком далеко вверх. Подозреваю. что это могло быть связано как с рельефом местностни, так и с габаритами каземата и имеющейся длиной трубы. Вероятно, здесь также должны были труду забетонировать конусом, но почему-то этого не сделали.



Вид на ДОТ 23 с ЮЗ со стороны крайней левой абразуры



На фронтальной стенке видны какие-то непонятные выбоины. Раковины бетона, полученные при отливке? Не очень похоже на результаты обстрела.



Амбразура укрупненно






Как и на предыдущих броневая заслонка от узла П-31 отсутствует



Обойдя сооружение по кругу вернемся к его тыльной части и попытаемся проникнуть внутрь. В сожалению штатным способом это сделать не получится, ДОТ сильно обкопан, а бетон вокруг входной части еще и частично разбит, из него торчит арматура. Зачем это было сделано не совсем понятно. На этом фото в бетонной отливке виден проем и место крепления деревянной коробки люка, закрывающего вход в ДФС сверху.



Проникаем в сооружение через боковой лаз, который тоже когда-то прикрывался дверью



Крытый дворик просторено, но пол завален кирпичами, обломками бетона и мусором. Люка в приямок с ФВУ под мусором не видно. Обращаем внимание на отверстие под потолком. Снаружи это очень похоже на отбойный молоток или ковш экскаватора, но почему на противоположной стене выбоина в бетоне? Снаряд? Стены помещения сохранили оригинальную окраску в синий цвет снизу с разделительной полосой.



Когда-то здесь был штатный вход в сооружение с люком и спуском по лестнице



Проходим в в сквозник сооружения. Его прикрывает амбразура обороны входа с заслонкой РЗ-31. Чуть ниже амбразуры скол, похожий на снарядное попадание. Вверху видно отверстие в покрытии для бурения водяной скважины. Есть она под слоем мусора в этом сооружении или нет понять сложно.



Отверстие для бурения водяной скважины. Похоже, что оно было оставлено при отливке сооружения и так и не заделано.



Входной проем в ДОТ. Дверь отсутствует. Справа с высоким порогом вторая дверь в боевой казематсооружения



Стоя на пороге фотографирую интерьеры боевого каземата. Прямо центральная амбразура. Справа выгородка командирской рубки (перископной). Переборка, разделяющая боевой каземат на две части отсуствует, зато есть выгордка командирской рубки. Это сооружение своей конструкцией отражает различные подходы к проектированию, в частности решение о строительстве командирских рубок и последующий отказ от него. В сравнении с фото 2006 года из статьи Каминского В.В. мусору за прошедшее время на полу сильно прибавилось. А ведь всего 10 лет тому назад пол сооружения был абсолютно чистым.



Крайняя левая амбразура с остатками пулеметного станка СТАД под пулемет "Максим".



Не могу понять что с противоотколом на стенах? Похоже что срезан под чистую, но откуда тогда побелка? На амбразуре сохранилась рамка герметизирующего приспособления.



Обратите внимание на трубу для выброса стреляных гильз в специальный мешок. Труба имеет круглое сечение, а сосок отсосе пороховых газов расположен сверху. Мне представляется. что это ранняя неудачная конструкция станка. При ее использовании образовывались постоянные задержки при стрельбе из-за утыкания стрелляных гильз в стенку трубы.



Сохранившаяся рамка герметизирующего приспособления



Центральная амбразура. От станка здесь сохранился только штырь вертлюга. Отсутствует и рамка герметизирующего приспособления. По бокам амбразуры ошметки противооткола. Может быть действительно его устанавливали после отливки сооружения и поэтому его так легко сняли уже в наше время мародеры?









Крайняя правая амбразура с остатками станка СТАД и герметизирующего приспособления. Станок здесь несколько иной конструкции чем у левой амбразуры. Отверстие для стреляных гильз выполнено в форме овала и имеется крепеж для крышки. Внизу труба гильзоотвода чем-то пробита.



Место крепления пулемета "Максим" на дубовой гитаре станка СТАД



Рамка герметизирующего приспособления на этой амбразуре сохранилась



Правее амбразуры, между внешней стеной ДОТа и выгородкой перископной образовался глухой закуток с сотатками деревянных закладных под какое-то оборудование



Отдельной историей стали командирские рубки в ДФС Минского УРа. Их назначеие - защищать командира или наблюдателя, использующего перископ, от случайных пуль или осколков, залетевших через открытые заслонки амбразур. На практике в некоторых случаях помещения для перископа оказывались спроектированными неудовлетворительно. Проем коменданской рубки без двери напротив бойницы поражался и все ограждение теряло смысл. Кроме того, рубки получились тесными, площадью около 0,7 кв. м. В результате "Значительное количество перископов установлено таким образом, что вести наблюдение перед фронтом невозможно из-за отсуствия места для наблюдателя, благодаря чему необходимо или ломать внутренние железобетонные переборки перископного помещения, или  выдалбливать ниши во внутренней стене сооружения. В прочем, никто на самом деле переборок ломать не стал и ниш выдалбливать тоже.

В нашем случае дверной проем перископной смотрит в сторону центральной амбразуры. Внутри перископной расположена амбразура обороны входа с сохранившимся узлом РЗ-31



Почти над амбразурой расположена обсадная труба перископа с рукояткой открытия ее бронезаслонки. Если наблюдатель и  может здесь поместиться, то сохраняется большая вероятность разбить затылок или повредить позвоночник о выступающие части РЗ-31



РЗ-31 крупным планом



Между входом в боевой каземат и перископной выгородкой ниши для размещения клапаной коробки приточной вентиляции и деревянных закладных. Все оборудование безжалостно выкорчевано. Зачем? Ведь это же всего лишь жестянка.



Вход в каземат с остатками крепления дверной коробки и каким-то жестяным кожухом над входом, похожий на лампу аварийного освещения.



Выходим наружу мимо амбразуры обороны входа



Вот как-то так тут в "предбаннике"



Пора ехать к следующей огневой точке

Использованы материалы:
1. Каминский В.В. Минский укрепленный район. 1932-1941 гг. Крепость Россия. Вып. 3. Владивосток, 2008.
2. Батальонный район обороны Х Минского укрепрайона на сайте meredian28.com

ДОТы, Минский УР, Беларусь

Previous post Next post
Up