Оригинал взят у
oesolod в
Поездка в Беларусь часть 11 \ Линия Сталина «Линия Сталина» (Die Stalinlinie), в 1930-х годах - оборонительная линия в СССР, система узловых оборонительных сооружений на границе СССР (до 1939 года), состоявшая из укрепрайонов (УР) от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря. Вначале их было 13 единиц, а затем появились ещё 8 укреплённых районов вдоль западных рубежей Советского Союза. Их нумерация начиналась с номера 1. Но укреплёнными районами были усилены не только западные, но и восточные рубежи страны. От Благовещенска до Владивостока пролегала полоса из 13 УР. Их нумерация начиналась с номера 101. Все укреплённые районы возводились по единым типовым проектам, их организационная структура определялась в соответствии с едиными требованиями по единой методике. В 2005 году в Белоруссии с использованием ДОТ Минского укрепрайона был создан историко-культурный комплекс «Линия Сталина» - военно-исторический музей под открытым небом. И именно его мы сегодня посетим.
Первым делом мы отправились к площадке с боевой техникой. Тут компактно расположены различные боевые машины, танки, ракеты и прочее. Это та часть музея, которая похожа на все остальные музеи техники.
Так что мы не задерживаемся тут надолго, а отправляемся дальше. Совсем рядом располагается поле для реконструкции, где уже предустановлены предметы ландшафта, вырыты окопу, а с краю стоят трибуны для зрителей.
Обстановка на поле тех годов, покореженные машины, остатки дома.
Во время реконструкции - это место наполняется жизнью и смертью, огнем и шумом, но сейчас тут тихи и спокойно. Можно посмотреть машины, зайти в дом, побегать по окопам.
Идем дальше, я уже заметил что-то более интересное. На территории расположено несколько ДОТов, и один из них я и увидел.
А самое лучшее, что туда можно зайти и посмотреть, как выглядел ДОТ изнутри.
Внутреннее наполнение порадовала, все покрашено, чисто, красиво. Пулеметный ДОТ № 292 построен в 1932 году и входит в состав отдельного ротного района обороны «С» Минского укрепрайона. Это самое распространенное сооружение в системе укрепрайонов старой границы. Толщина напольных стен - 1,5 м, толщина перекрытия - 1,1 м., объем железобетонной кладки - 150 куб. м.
Две огневые позиции, пулеметы можно покрутить, посидеть за ними. Даже сложно представить, какого оказаться в таком месте в боевых условиях.
Главное вооружение ДОТа - три 7,62-мм пулемета системы Максим обр. 1910 г.
Центр дота - командирское место. Самое углубленное и защищенное.
Второй пулемет. С внешней стороны было три углубления ведущих к орудиям, но одно было заложено и пулеметов внутри оказалось только два. Боевая часть сооружения разделена на 2 каземата - большой и малый. Два пулемета в большом каземате, один - в малом
Место связиста.
ДОТ интересный, но маленький, так что накрутившись вдоволь за пулеметами, опробовав все возможные кнопки и тумблеры, идем дальше. Различные типы заграждений и периметров.
Дальше идет целый ряд наблюдательных и боевых точек, почти во все можно зайти и посмотреть изнутри. Более подробно советую посмотреть в видео (в самом низу).
Немецкий наблюдательный бронеколпак времен первой мировой войны, использовался на польских укреплениях участках "Барановичи" подучастка "Дарево"находился около деревни Мал. Подлесье.
По всей территории проходят окопы.
Артиллерийский полукапонир No 134 был построен в 1932 году и входил в состав Минского укрепленного района. Полукапонир - это фортификационное сооружение, ведущее фланговый огонь в одном направлении. В отличие от полукапонира, капонир ведет огонь по двум противоположным направлениям. И в него тоже можно зайти.
Зайдя в полукапонир мы первым делом попадаем в так называемый артиллерийский дворик. Во второй половине 30 - х гг артиллерийский дворик пристраивали к основному сооружению. В мирное время дворики использовали в качестве караульных помещений, а в боевой обстановке здесь можно было разместить дополнительный боекомплект ДОТа, укрыть пехоту.
Вооружение боевого каземата состояло из двух 76,2 - мм пушек образца 1902 г. на капонирном лафете Путиловского завода обр. 1932 г. Артиллерийский расчет каждого орудия - 7 человек. Пять из них находились в боевом каземате, двое - в тамбуре. Боезапас составлял 300 снарядов на орудие. Во время боя стреляные гильзы скатывались по наклонному лотку в гильзосборный колодец. Снаряды располагались на стеллажах. Их подавали к орудию через отверстие в двери.
В случае применения противником отравляющих веществ воздух, подаваемый в сооружение должен был очищаться в фильтрах, наполненных наполовину углем и лебяжьим пухом. В этом отсеке также могли размещать хозяйственный инвентарь, сухие пайки, питьевую воду, керосин и т. д.
Тамбур перед вторым казематом. Тут стоят стеллажи, на которых должны размещаться снаряды. Снизу можно увидеть решетку, ведущую в колодец для гильз.
Орудие. В двери можно увидеть отверстие, через которое подавались снаряды.
Отсек коменданта это самое маленькое помещение в ДОТе, где находятся перископ 10 - кратного увеличения, радиостанция, телефон и переговорные трубы. Перископ имеет ключевое значение в ведении скрытого наблюдения и руководства боем. Через это устройство комендант наблюдал за полем боя, и в соответствии с картой координационной сетки передавал ориентиры и указания расчетам орудий. В то же время выход перископа на крышу - одно из самых уязвимых мест ДОТа. При окружении противник мог уничтожить сразу весь гарнизон сооружения, перископ выбивался направленным взрывом, затем в шахту выхода перископа заливался бензин, забрасывались гранаты. Связь с казематами осуществлялась по переговорным трубам. При помощи телефонного аппарата и коротковолновой радиостанции осуществлялась связь между близлежащими сооружениями.
Генераторный отсек по праву можно назвать центром жизнеобеспечения ДОТа. Источником электроэнергии служил агрегат АЛ - 12/2. Это бензиновый двигатель, соединенный с электрическим генератором. Для его охлаждения, и одновременно обогрева сооружения использовался стационарный калорифер. В качестве топлива использовался обыкновенный автомобильный бензин, запас которого, кроме бензобака агрегата, хранился в отдельном бидоне. Как правило, в артиллерийских полукапонирах в связи с большой потребностью в воздухе применялись вентиляторы системы Фарко (производительность вентилятора 3600 м3/ч) и только с электрическим приводом. Система удаления пороховых газов - вытеснительная, за счет подпора, создаваемого вентилятором.
Очень интересное и познавательное место, а также можно все пощупать, покрутить, посмотреть в перископ. Но пора на выход, нам еще осматривать много других экспонатов и экспозиций.
Мы ушли в какие-то не сильно облагороженные поля. Сложилось впечатление, что мы пошли по трассе для катания. То тут, то там, вдоль дороги были раскиданы покореженные автомобили и остатки техники.
Порой попадались очень даже интересные экземпляры, самолеты, а иногда и просто части от танков.
Дорога вывела нас еще к одному ДОТу. К сожалению, в него нельзя зайти.
Зато рядом стоит палатка полевого госпиталя и ничего не мешает в нее зайти.
Внутри немного пустовато, либо экспозиция еще не доделана, либо пытались отобразить разруху и запустение.
В музее представлены несколько площадок с различной техникой, авиационной, инженерной, пво, военной. Особо заострять внимания на каждом экспонате я не буду, так как сам прошел их довольно бегло.
Более детально я рассмотрел площадку инженерных сооружений. Подобные экспозиции я еще не встречал, поэтому было интересно. Тем более я впервые видел бомбоубежища вне земли.
Сборно-разборное сооружение из крупноволнистой стали Панцирь-2ПУ, предназначается для защиты техники и личного состава. Остов сооружения собирается из криволинейных элементов крупноволнистой стали и плоских элементов пола каркасной конструкции. С помощью поперечных и продольных перегородок сооружения, в зависимости от его назначения, может разделяться на отдельные рабочие и технические помещения. Энергоснабжение сооружения осуществляется от внешних источников.
Еще одно сооружения из крупноволнистой стали. Предназначено для защиты личного состава. Внутри тамбур, жилой отсек, нужник. Так как там темно и ничего не видно, посетители музея не брезгают мусорить.
Все остальные сооружения оказались закрытыми.
Основное отличие по форме и размеру, а также вместимости.
Удалось заглянуть в одно из закрытых сооружений, почему-то в них сделаны отверстия, возможно для ввода коммуникаций или для вентиляции. Условия там конечно спартанские.
Последняя экспозиция, которую мы осмотрели, посвящалась саперной техники или машинам для зомби апокалипсиса.
Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена. Также она идеально подойдет для проезда по улицам постапокалиптического города.
Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.
МДК-2 - армейская машина для инженерных войск, предназначенная для отрывания котлованов под укрытия для техники или личного состава. Представляет собой навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания на базе тягача АТ-Т. Если ковш такой машины установить на уровне головы, то можно уничтожать целые полчища зомби.
Не удержался и сфоткал все же один самолет. Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt - «Жеребёнок», разг. - «Аннушка», «Кукурузник» (получил в наследство от По-2)) - советский лёгкий многоцелевой самолёт. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов
В музее есть небольшое озеро, через которое можно перебраться на паромной переправе, при желании можно воспользоваться более простым способом и перейти по мосту. На берегу в кустах спряталась боевая лодка.
Так де в музее можно покататься на технике, ПТ-76, БТР-40, МТЛБ. Стоит такое удовольствие конечно дорого, но можно собрать группу до 10 человек и скинуться всем вместе. Нас было всего трое, поэтому такое развлечение оказалось излишним.
В целом музей очень сильно понравился. Я остался доволен и различными видами техники, и сооружениями, и общей атмосферой в музее. А самое главное, что почти все можно пощупать, в доты можно зайти, и везде почти полная свобода действий. Поэтому если будете в Минске, то не поленитесь съездить в этот музей. Так же советую посмотреть видео, в него вошло гораздо больше объектов и мест.
Click to view
Надеюсь вам было интересно и познавательно. До новых встреч.