Оригинал взят у
dymontiger в
Недостроенная советская военная база для подводных лодокЧетверо фотографов-любителей из Владивостока, которые известны под именем KFSS, нашли скрытые советские базы в Приморском крае, на берегу бухты Павловского. Их начали строить в 60-х, но в 80-х годах строительство замедлилось, и они так и остались недостроенными. Предполагается, что базы были заброшены, прежде чем они были достроены, в 1980-х годах, из-за того, что СССР и США согласились подписать договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Один из огромных водных туннелей 19 метров в ширину и 450 метров в длину, но спутники говорят, что длина составляет 650 метров. Другой тоннель длиной 225 метров, и шириной от 10 до 12 метров. Площадь большая и трудно оценить реальные размеры этих тоннелей, так как часть их скрыта под водой.
***********************
На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок.
Место выбрали глухое, в режимной зоне на берегу бухты Павловского, в которой базировались дизельные, а затем и атомные подлодки. В одной из прилегающих к бухте скал и закипела работа, которая велась круглосуточно. Работы выполняли специалисты Министерства специальных монтажных работ, доставленные из Москвы мастера-метростроевцы и военные строители.
Торжественное начало строительства объекта состоялось 1977 году. Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен.
Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода - 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².
В укрытии одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Была также сооружена вертикальная шахта (6-8 м шириной), закрывавшаяся подвижной крышкой. Она позволяла подлодке производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту, оставаясь неуязвимой.
Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» - канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок, оснащенный средствами осушения для капитальных ремонтов.
«Сооружение-2» - основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Объект полностью автономен, оснащен собственной дизельной электростанцией, фильтровентиляционной установкой, холодильным центром, помещениям для жизни экипажей.
Защищенность комплекса от ядерного оружия низкая, особенно при ударах со стороны порталов Сооружения-1. Защищенность от обычного оружия высокая - если удары наносились не со стороны порталов, где возможны обрушения конструкции.
В разные годы на секретном объекте побывали главком ВМФ СССР С.Горшков, министр обороны А. Гречко, а затем и его преемник на этом посту Д. Устинов. Строительство в бухте Павловского велось под контролем первых лиц ВМФ и Министерства обороны.
Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.
Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин.
Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов.
На момент прекращения строительства, были выполнены все основные горнопроходческие работы по сооружениям и вспомогательным блокам. Незаконченной оставалась доводка донной части сооружения-1, и обустройство внутреннего пространства комплекса. После заморозки работы была принята идея конверсии части блоков комплекса в склады, для чего были выполнены минимальные работы по переустройству. После 1991 года конверсия так и осталась незавершенной.
Секретный объект законсервировали, выставив охрану. В таком недостроенном состоянии он находится по сей день.
Источник