Оригинал взят у
starcom68 в
Чертово городище в ЕлабугеЕлабужское городище манило меня к себе с детства. Впервые я о нем услышал, а точнее даже увидел с борта теплохода "Владимир Маяковский" году так наверное в 1981, а может быть и раньше. Помню, как меня поразила белоснежная башня на высоком мысу над Камой. Примерно в 1984 году мы с семьей оказались в Елабуге и просто не могли не заехать на это городище, по моей настоятельной просьбе естественно (должны быть еще благодарны, что я их на Ананьинский могильник не потащил). Башня вблизи меня конечно впечатлила, а вот само городище с кучами мусора и карьером посередине площадки производило удручающее зрелище... Несколько фрагментов ананьинской и средневековой керамики из отвалов карьера, а может быть остатков вала, остались у меня на память с той поры.
И вот наконец, в не самое лучшее время года на границе зимы и весны, я добрался до этого городища еще раз. Посмотрим, как оно изменилось за тридцать с небольшим лет, что я здесь не был. Городище бесполезно искать в старом городе, оно расположено на высоком берегу ниже по течению Камы, там, где раскинулись относительно новые микрорайоны Елабуги. Да и из старого города его практически не видно. Раньше на городище вела грунтовая дорога, а теперь почти полноценная улица мимо пятиэтажек и коттеджей.
Сейчас, выезжая к городищу, первым делом упираешься в памятник болгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду на так называемой площади Тысячелетия. Эмир правил Волжской Болгарией с 1006 по 1026 год, и именно в это время здесь на месте финно-угорского городища возник болгарский укрепленный городок. Интересно наблюдать как в современной Татарии пышным цветом расцвел культ Волжской Болгарии с помпезными, в лужковском стиле, памятниками всадникам тысячелетнего прошлого. Хотя все к этому шло еще с 80-х годов прошлого века, а может быть и раньше, начиная с Халикова.
Именно делу популяризации новой региональной исторической доктрины Татарстана послужил этот памятник эмиру Ибрагиму, установленный в 2007 году на площади Тысячелетия. Памятник открывал первый президент республики М.Ш. Шаймиев.
Собравшись писать исторический очерк о Елабужском городище, я столкнулся с проблемой обилия источников от академических до полубезумнокраеведческих с весьма разнородными представления об истории этого объекта. Нынешние официальные тексты не далеко ушли от маргинальных в своем стремлении угодить власти, вывести историю места от великих булгар и удревнить возраст Елабуги. Отделять зерна от плевел неблагодарная задача, а нужной книжки прикупленной еще перед первым посещением Елабуги под рукой не оказалось. Но тут мне на счастье подвернулся пользователь
glazelki добротно сделавший за меня всю черновую работу еще в 2013 году. Предоставим слово ему:
Городище представляет собой остатки укрепленного поселения на высоком мысе правого берега реки Тойма у места впадению ее в Каму, в черте современного города Елабуга. Первоначально городище было родовым убежищем одного из местных финно-угорских племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тыс. н. э. (тут еще уместно вспомнить предшествующее ему ананьинское городище второй половины I тыс. до н.э. прим. мой). В восточной части городища находятся остатки небольшой каменной крепости (укрепленной мечети по другой версии), возведённой в XI-XII веке булгарским феодалом, захватившим городище. Просуществовав менее двух сотен лет, укрепление волжских булгар под Елабугой было покинуто. В 1236 году Волжская Булгария была разбита монголо-татарами и вошла в состав Золотой Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование, как самостоятельная государственная единица. Богатые, некогда, земли были разорены и обезлюдели.
После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, в середине XVI века пустующий городок заняли русские. С этого времени начинает отсчет четырехсотлетняя современная история городища. В русских летописях того времени урочище упоминается как «бесовское городище». В документах первой половины XVII века Елабужское городище носит название «Каменного городища, что на Елабуге». В 1614 году на фундаментах былой крепости костромской монах Иона Зеленый основал мужской Троицкий монастырь, который просуществовал до 1764 года. В то же время у склонов холма образовался посад, именовавшийся Подмонастыркой.
В 1769 году Чертово городище посетил путешественник, адъюнкт Императорской Академии наук, Николай Петрович Рычков. Вот как он описал увиденное.
«Близ пригородка Елабуги на верьху крутой горы находятся остатки древняго города. С южнозападной стороны подле самой подошвы горы сея течет река Кама, а с восточной стороны протекает река Тойма, впадающая в Каму. Хотя не видно тут никаких других зданий кроме каменной стены, сделанной из белаго дикаго камня; но сие самое тем большаго заслуживает внимания: ибо оная стена так порядочно построена, что ни самая древность не могла еще изтребить удивительнаго искусства древних сего места обитателей. Она построена вдоль крутой и почти неприступной горы, и соответствует течению реки Тоймы. Длина еще и до ныне безвредно стоящей стены составляет тринадцать, а вышина оныя более двух сажен, и в разсуждении так малаго пространства находятся три круглыя и довольно пространныя башни, которыя выдались из стены на подобие полукружия. Из них на двух верхи не имеют никакого прикрытия, и видно что изломаны, или разрушились от продолжительной древности так, что они уже равны со стоящею стеною: но одна из них гораздо возвышенна и покрыта досками на подобие обыкновенной башни. В округе ея находится шесть небольших окошек; а в нутри палата величиною и окружностию с ней равна. Из чего, кажется, можно заключить, что в сем месте были градския врата, которых довольной вышины отверстие и до днесь видно, хота оно и закладено внутрь сей стены недавно жившими монахами, и деревянное прикрытие сей возвышенной башни без сумнения сделано руками сих новых обитателей»
Последующая хронология существования городища свидетельствовала о планомерном его разрушении.
В 1834 году профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на «Чертовом городище» застал только одну башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов.
В 1844 году последняя крепостная башня рухнула, остался стоять только ее северный участок с арочным дверным проемом и окном над ним.
В 1855 году молодой елабужский художник Иван Иванович Шишкин, ставший впоследствии знаменитым пейзажистом, сделал зарисовки руины и нарисовал план городища.
а - крепость была квадратная, в 10 сажен с севера на юг и 9 с востока на запад, с четырьмя по углам круглыми башнями, и с четырьмя же между ними полубашнями, в средине каждой стены выдающимися полуциркулем. На северо-восток между угловою башнею и следующею полубашнею, равно и на северо-западе у полуциркуля представляются груды камней и цемента-конечно от бывших здесь, в первом пункте;- стены, во втором -полубашни.
б, в - места двух бывших монастырских церквей показаны вне этой крепости в нескольких от нея саженях на запад.
г, д - почти в параллель с северо-восточной и северо-занадной башням, в одинаковом от них разстоянии, представляются фундаменты каких-то зданий, против первой-квадратной Формы, против второй-круглой.
е - еще один квадратный фундамент.
з, и, i - валы со рвами, ограждающие крепость с юго-западной стороны, из коих первые два идут по прямой линии параллельно один другому, а третий вал и ров в средине имеют острый угол.
к, л, - два фундамента, такого же материала, как и прочие здесь фундаменты: вероятно, здесь была караульная башня или что-то еще.
ж - всё почти пространство, ограждаемое первым валом и рвом, усеяно камнями и ничем не засевается, восточная часть его за крепостью изрыта: по признакам и преданию здесь был монастырский сад и огороды.
Пространство за первым валом, равно за вторым и третьим и далее на запад версты на три состоит в полях, засеянных рожью и огороженных пряслом (м). Затем версты на четыре до села Танайки-сосновый лес.
Судьбой полуразрушенного памятника всерьез озадачился отец художника, Елабужский купец И. В. Шишкин. По его инициативе, в 1867 году рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом. Благодарный потомки не забыли доброго дела, озадачились и поставили рядом памятную табличку.
ИсточникТабличку я что-то не заметил. Но хватит о прошлом, перенесемся в день сегодняшний. На пути от памятника эмиру к городищу нас встречает... ресторан "Городище". Первый вопрос который возникает глядя на сие строение не о его архитектурных достоинствах, а о том, кто, когда и как согласовал это строительство в охранной зоне городища? На сколько я в курсе лет 10 назад в Елабуге был в полне вменяемый и неравнодушный к культурному наследию старого города мэр и при нем Елабуга действительно стала походить на культурную столицу Нижнекамья. И даже если охранную зону подвинули, как любят это у нас делать к самому краю внешнего рва, то куда делась зона ограниченной застройки и охраняемого ландшафта?
У коллеги
glazelki находим вот такой аншлаг с проектом организации территори городища и Площади тысячелетия со ссылкой на постановление аж 2002 года. На месте ресторана обозначена круглая пупочка без расшифровки. Именно она и превратилась в заведение общепита. Неуместность этого здания рядом с валом древнего городища понятна, но возникает еще один вопрос: почему ресторан, а не музей? Ведь в контексте болгаропоклонства где-то в районе площади Тысячелетия было бы самое место музею торговой и военной экспансии Болгарского государства вплоть до Верхнекамья.
Рядом с рестораном расположена обширная парковка за которой виднеется внешний вал городища. Кстати, валы, которые сейчас могут видеть посетители городища, отсыпаны совсем недавно в процессе рекультивации памятника археологии федерального значения. Наверное, это единственное правильное решение проектировщиков.
Выхожу на берег Камы, откуда открывается замечательный вид. Вниз к воде спускается лестница с аркой на которой написано достойное цитаты: "Сия лестница была построена горожанами Елабуги собственноручно на общественных работах в год экономической нестабильности 2009 г."
Интересно, а что-то построили в Елабуге горожане на общественных работах в последние годы кризиса? Судя по его мощности одной лестницей тут не обойдешься.
Выходим к левом фасу внешнего вала с деревянной реконструкцией въездных ворот. Высота вала, ров, да и сам частокол с хлипкой надвратной башней особо не впечатляют. Это тебе не "талантливая" реконструкция "Золотых ворот" в Киеве. Немного не понятно зачем делать в проездной башне с огромными воротами расширение сруба в верхней части (должно быть для создания мертвого пространства перед воротами) и такие большие окна. Не иначе в этой башне бабы пряли вечерком...
Если хорошенько дернуть нижнее боковое бревно то сооружение точно завалится. Завалится оно однозначно еще через 5-10 лет когда сгниют нижние венцы откосов проезда на которые опирается башня. В этой реконструкции нарушены все принципы как историзма, так и здравого смысла.
От деревянной проездной башни открывается вид на каменную башню и город Елабугу внизу
Если посмотреть в другую сторону, то можно полюбоваться Камой вдалеке, островом Елабужским, правой камской протокой в которую впадает река Тойма. Слева за обрезом кадра Национальный парк Нижняя Кама, один из немногих участков камской поймой не затопленный водами водохранилищ. По нему можно судить как когда-то выглядела долина Камы и в районе Перми
Глянув вдоль рва среднего вала за оврагом, отделяющим площадку городища, можно увидеть как разворачивается бурное строительство непонятных объектов. А ведь это как минимум должна быть зона охраняемого ландшафта.
Подходим ближе к башне. Кажется это понижение рельефа на переднем плане остатки рва внутренней оборонительной системы
Глянем вниз, по льду Тоймы на своих чудо-конях летят рыбаки за уловом. Именно их я встретил в центре города примерно час назад
После обретения Татарстаном "государственного суверенитета" в 90-х годах прошлого столетия Академия Наук Республики Татарстан оперативно провела "масштабные археологические исследования", в кратчайшие сроки подкрепив неокрепшую государственность юной республики тысячелетней национальной историей с акцентом на ислам. С легкой руки талантливых региональных историков Елабужское городище превратилось в "остатки крепости-мечети, построенной не позднее XII столетия, у которой выступающий угол направлен точно в сторону Мекки на 205˚14"", а сам город Елабуга, прибавил ко времени собственного существования сразу семь сотен лет, зафиксировав отсчет хронометража своей истории ровно на периоде Волжской Булгарии.
Новой датой основания города Елабуги был объявлен 1007 год. В рамках проведения тысячелетнего юбилейного 2007-го года из бюджета были истребованы средства на проведение торжественного праздника, на подобающее "миллениуму" благоустройство города и восстановление исторических, а теперь еще и религиозных святынь. Почему бы археологам не прокопать глубже еще на пару-тройку культурных слоев, закрепив датой основания крепости и города Ананьинскую культуру I тыс. до н.э? Ведь следов последней здесь также в изобилии? Не задавайте глупых вопросов. Тысячелетние юбилеи города можно устраивать не чаще раз в десять лет.
В 2002 и 2006 году на территории городища проводились не менее масштабные, нежели в 90-х "реставрационно-земляные работы". До этого момента первая и вторая линии валов, а также центральная часть площадки городища были сохранены лишь фрагментарно. Теперь же валы стали видны невооруженным взглядом, по ним можно прогуляться.
Об уместности такого строительства на территории древнего городища судить не мне, а научному сообществу, профессиональным историкам и археологам. Скажу лишь, что я не склонен считать это фальсификацией и мифотворчеством АН РТ или неким политическим заказом руководства республики, а скорее "дополненной реальностью", которая, как бы это странно не звучало, помогает простым гражданам республики лучше ориентироваться в изменившейся со времен распада СССР политической ситуации и общественной жизни.
Источник Подходим к "башне-мечети" еще ближе
Аншлаг с историей места.
Не участвуя в раскопках, не видя их в живую и не читая отчеты трудно сказать, что же все-таки раскопали археологи рядом с башней Елабужского городища в 90-е годы прошлого века. Зная археологическую братию изнутри не удивлюсь, что в преддверии тысячелетнего юбилея вполне могли выдать желаемое за действительное. По логике вещей укрепление с сохранившейся каменной башней должно выполнять функцию редюита крепости и жилища местного феодала. При малочисленности гарнизона городища вся оборона могла быть сосредоточена только в каменном укреплении.
Вот так выглядит реконструкция каменного укрепления с информационного стенда. Не надо быть пророком, чтобы понять, что в основу реконструкции положены мотивы соборной мечети из Болгара. На схеме подчеркнута ориентация треугольной юго-западной полубашни на Мекку с точностью до 14 минут. Интересно, те кто делал этот стенд и проводили геодезические измерения учли магнитное склонение и его изменение за последнее тысячелетие?
Не будем спорить остатки какого сооружения перед нами.
Понятно, что первично была его оборонительная функция и это здание вполне могло использовать в качестве мечети изначально или в более позднее время. А над направлением на Мекку можно только посмеяться.
Как уже говорилось после раскопок было принято правильное решение вывести кладку на современную поверхность, чтобы подчеркнуть контуры здания. Под снегом не совсем хорошо видно на сколько это было сделано удачно, но в общем-то решение верное.
Вот эта треугольная полубашня с видом не Мекку
Где-то там, впереди Мекка. А может быть полубашня указывает не на Мекку, а на то место где надлежало построить ресторан "Городище"?
Попытка снять общий вид на раскопанное здание с запада, со стороны граненой башни - основания минарета, по версии раскопщиков.
Сама сохранившаяся башня постепенно сползает вниз в результате береговой абразии
Вид на восточную полубашню
Вид с северо-востока на сохранившуюся башню Чертова городища
На этих фотографиях четко выделяется сохранившаяся оригинальная северная стена башни с входом у основания.
Вся остальная кладка - реставрация XIX века.
Вот как-то так.
Если понравился репортаж - ставим сердечки и шлем жетоны, тащим ссылки к себе в соцсети.