Оригинал взят у
cvarnou в
Экспедиция в НАУР "На медвежей стороне..." Целью нашей экспедиции было изучение останков береговой обороны 30-40-х годов в районе устья реки Амур. Нижнеамурский укрепленный район, он же № 103 (далее сокращенно НАУР) место отдаленное и малоисследованное. А еще тут живет медведь, и мы едем к нему в гости...
Так выглядит наш маршрут на карте. Из хабаровска мы выехали утром, часов в семь, за минуту до старта замечаю усталостные трещины на кронштейнах своего багажника... Долетели до Маяка и позавтракали. Трогаемся дальше, нива говорит что хочет домой, поливаю бензонасос водичкой. Километров через пятьдесят клинит второй контур тормозов, недавняя замена ГТЦ на итальянский проблему не решила. Глушу контур и едем дальше.
Реклама фильтров от ЛААЗ Что бы эффекта охлаждения хватало на дольше обматываю бензонасос тряпкой и периодически поливаю ее. За бортом солнце парит на все 30. На заправке около поворота бенза не оказалось, поехали дальше на Селихино. Там альянс уже стоит раком, очередь и естественно в обе стороны машины с левым баком.
После Ягодного похолодало и стало норм, там же у меня лопается один из шести кронштейнов. А после Решающего лопаются все. Весь груз с багажника перетаскиваем в УАЗ Игоря
В Де-кастри ночуем в гостях, идет дождь, холодно. Кстати отопление из за влажного климата в домах работает круглый год...
Утром я бегаю в поисках сварки и стелек. Стельки нашел быстро и случайно, а вот со сваркой тут тяжело. Местные работать не хотят, чудом наткнулся на замечательных ребят с Ростова, и после этого еще говорят у нас на ДВ люди типа отзывчивые.
Пропала искра, перетерся проводок от катушки=)
Богородское
Потом у меня еще раз пропала искра из за окислившегося контакта. На Подгорном мы были в четыре часа дня.
Машины были оставлены на стоянке гостиницы, а сами мы погрузились в казанку и направились на мыс Вассэ.
Тут уже вся команда была в сборе, костер первым делом во спасение от проклятых насекомых. Забегая вперед скажу что ни костер, ни ветер, ни репелент этим гадам не помеха - комары тут двухмоторные, а мошка размером с три наших Хабаровских. Да что там говорить они прокляты, летают даже в дождь!
ОКДВА 1934 год "И пусть только белый попробует..." На Вассэ по архивным данным есть две батареи, одна на фото выше с редким спаренным блоком на два дворика и одна "миф", ее еще никто в живую не находил...
Сергей Викторович Киреев, наш начальник экспедиции на дворике 941 батареи
Могила на территории батареи. Ее нашел Миха случайно подняв одну из досок на которой и была прибита табличка.
Ивко Узин Александров, родился 1927 - умер 17 октября 1959...
В блоке 941 батареи
Система пожаротушения в погребе боезапаса
Из за отличного сохрана впервые мы смогли увидеть как проходила консервация батарей - вот пример светильник аккуратно скручен, а провод заизолирован.
На следующий день мы отправились на поиски "мифической" 943 батареи
Наши краеведы думают над картой. Точных координат батареи естественно нет, есть только один ориентир - мыс Вассэ, а площади это огромные. В этот день мы прошли около 20 км, клещей было много до жути...
Пока шарились нашли дивизионный КП который управлял всеми тремя батареями.
Мишаня, ходил в одного без всякого навигатора!
Комары везде
Я доконца сомневался, но она всетаки существует - 943 батарея.
Теперь можно и перекусить, правда с насекомыми делать это ни какого удовольствия=(
Мишаня нашел артефакт - ложка 30-х, весьма уверенное хлебало по сравнению с современными аналогами...
Лодка которая должна была нас забрать опоздала на полдня.
На вечерний паром мы естественно не успели и пришлось заночевать в Подгорном.
Утром пришел паром, кассир уточнив "это же нива?" взяла с меня 800 рублей как за легковушку. Уаз же пошел как джип - 1300.
Николаевск-на-амуре сразу же поразил ценами и отсутствием выбора, алое я так себе и не смог тут купить...
Закупившись мы отправились на Большой Чхиль к батареи 942
Кузов Уаза-пикапа очень удобен: открыл, поел, закрыл=)
В попытках разгадать архивные схемы 30-х вход шли даже такие штуки=)
Близость к населенному пункту и свободный подъезд сказывается на сохране, но чернина в основном на месте.
Пользуясь моментом проводим ТО наших машин, сальник полуоси у меня так с совгавани и бежит, доливаю масло.
А утром мы прибыли в Озерпах=) К слову за всю поездку самого хозяина не видели, да были свежие лежки, еще дымящееся гавно и даже мертвый медвежонок, но видимо зверь проявил тактичность и не стал с нами встречаться...
Погода испортилась, штормило. Нас из Озерпаха должны были катером "Амур" доставить на мыс Меньшикова (около 50 км в одну сторону). Василий Григоревский, ему огромное спасибо за организацию всего, без него нем бы пришлось по олду биться на машинах и пешком, ночевать где попало.
Мыс Меньшикова, тут стоит 953 батарея, она сильно отдаленная и труднодоступная, если бы не маяк то сохран был бы скорее всего даже лучше 943, но...
Высаживаемся, это единственная бухта где можно причалить и отсюда ведет отсыпанная дорога на батарею и маяк. Обратите внимание на уровень воды, когда мы вернемся она спадет не метр.
Только мы слезли с лодки начался проливной дождь, так что пить водичку из местного родника пришлось без аппетита.
Маяк тут бросили года два назад
Работы по обмерке ведутся под дождем, медлить нельзя, нам сегодня еще надо обратно...
"Клад" в погребе боезапаса. Это икра бывшего маячника, после закрытия маяка он умер спустя пару лет...
Уникальная находка - стелажный ярлык на боезапас за 1961 год!
Отлив
Канал так обмелел что мы еще минут пятнадцать шли с поднятым мотором. И конечно это непередаваемое ощущение когда идя на полном ходу лодка вдруг останавливается, вокруг все в тумане и невидно берега, а твой кэп спрыгивает заборт и начинает сталкивать лодку с мели=)
Макаровка
Переночевали в Николаевске, а с утра переправились и погнали на Де-Кастри
Уаз на территории жилого городка батареи 934, слева видно здание насосной.
На горе Давыдова, море не посмотрели, попали в облако.
Обратная дорога ничего нового не принесла, после Ягодного опят лопнули швы и опять пришлось поливать бензонасос, к девяти вечера были в Хабаровске.