Оригинал взят у
sinkov в
Военно-исторический комплекс "Линия Сталина". Островский укрепрайон. Опорный пункт д. Холматка.Еще когда ехал в сторону границы, подумал, что хорошо бы заехать и посмотреть. Я даже специально пораньше выехал из Риги (проснуться пораньше мне помогли случайно встреченные в гостинице коллеги, перепутавшие время на час), однако быстро приехать на границу не получилось, везде ограничение скорости до 50 км, да и дорога была еще зимняя.
А еще я выезжал в командировку с температурой тела +38С, и за 7 дней не восстановился. В общем, еду, пью чай из нового термоса. В Псковскую область въезжаю в 16 часов по московскому времени...
Вспоминаю о планах посещения. Музей находится по левую сторону от дороги, если ехать в сторону Латвии. Если ехать в Россию, указателя не будет видно. Это, безусловно, неправильно. Комплекс интересен скорее гражданам РФ, если же они едут в сторону границы, лишних 1.5 часов для осмотра у них нет.
Сворачиваем с дороги "Остров-граница" (E-262) в районе деревни Захаркино. Предстоит проехать 5 км в сторону
села Холматка. Дорога - мокрая грунтовка, но проедет любой транспорт.
Что мы там видим. А видим военную и гражданскую технику 40х- 50х гг. прошлого века под навесом. Небольшое разочарование, а стоило ли сюда ехать? В сети написано, что комплекс охраняется ОМОН. На деле вышел толстый дядя, бесконечно болтавший по телефону. Можно быть спокойным за эту экспозицию, он бдит.
Поскольку зима затянулась, снегу было полно, мокрая каша под ногами, тропинки четко не обозначены. В общем, когда я вернулся, пришлось поменять ботинки и носки.
Островский укрепрайон строился у старой границы СССР в 1938-39 гг. Полевой устав РККА (1936 года) определял задачи укрепрайонов: Укрепленные районы рассчитаны на длительное сопротивление в них специальных гарнизонов и общевойсковых соединений, обеспечивают командованию свободу маневра и позволяют создавать мощные группировки для нанесения врагу сокрушительного удара. От войск, идущих в бой в укрепленных районах, требуется исключительное упорство, выносливость, выдержка.
Хорошо восстановленный танк.
Островский УР продлевал южный фланг Псковского УР. Ширина - 40 км, 70 сооружений. При строительстве были задействованы местные людские ресурсы. Каждый раз, когда глядишь на такие сооружения, думаешь, это сколько же ресурсов истрачено. А люди до сих пор там живут в деревянных домиках. Колодец, сортир во дворе.
В 1940 УР был законсервирован из-за переноса государственной границы (по новой границе строилась "Линия Молотова"). Размещалось один или два (данные в источниках разнятся) пулемётных батальона. С 30 июня 1941 - еще и части мехкорпуса.
В умных книжках пишут, что 4 июля 1941 года 1-я танковая дивизия вермахта (16 механизированная дивизия) прорвала Островский УР не встречая сопротивления.
Хотя информация с Русского фортификационного сайта опровергает: Прорыв Островского Ур1 Тд 3.07 в районе Бальвы ,утро 4.07 к пер.краю Островского Ур. против 398 Сп,занимающего участок Песково-Холматка. Обходит узлы сопротивления УР , днем 4.07 уже в нескольких км от города,вечером занимает город.
К вечеру 3 июля 1-я немецкая танковая дивизия вышла к переднему краю Островского района на участке, где занимали оборону 154-й отдельный пулеметный батальон и 398 стрелковый полк, которые не имели артиллерии, ручных гранат и противотанковых мин.
Немецкий генерал пишет: Одновременно наша дивизия должна была поддерживать контакт с 1-й танковой дивизией, наступавшей в Остров при незначительном сопротивлении со стороны русских…
Хотя еще тремя днями ранее немецкие военные в мемуарах пишут об упорстве сопротивления и храбрости врага.
Надо сказать, что термин "Линия Сталина" впервые была упомянута декабре 1936 года, в русскоязычной газете «Сегодня», издававшейся в Латвии. Затем статья была перепечатана в британской газете «Дейли Экспресс».
За краткостью посещения, и и-за отсутствия водонепроницаемой обуви, я сперва старался не ходить по снегу, он казался непрочным. Толком не понял, что это, Опель или Москвич. Похоже, что Москвич. Штабная машина начальника укрепрайона, ага.
Вообще, все артефакты времен войны установлены на земле, подвергаются воздействию осадков. Часть из них покрашена и восстановлена. А большая часть свалена в виде т.н. хабора (хабара) - добыча, что-либо найденное или предмет, который нужно схабарить с изученного объекта. Заимствовано из романа братьев Стругацких
А вот этот трактор меня последние годы интересовал. Он упоминался как тягловое средство при транспортировке тяжелого вооружения с железнодорожной станции Оленино (историей этого поселка я занимаюсь на досуге) до места установки. Надо сказать, в Оленино все эти тяжелые орудия (их из Ленинграда привезли, м.б. из Кронштадта, м.б. - с полигона) никакой роли не сыграли. Немцы их просто обошли. Сколько при этом людей надорвалось и поломалось - знает лишь боженька седобородый. В публикации говорится, что "орудия были уничтожены". И фотка из 1942 - орудия стоят на фундаменте. Собственно, в таких отчаянных попытках создания обороны, безумной их затратности, и были утоплены огромные материальные ресурсы. Они щедро компенсировались людскими.
Трактор неспешный такой - около 5 км в час. Если я не ошибаюсь, это модель Сталинец 65. С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.
В 1939 году трактор ЧТЗ С-65 стал одним из главных героев художественного фильма «Трактористы». А на фотках июля-августа 1941 можно видеть эти трактора, буксирующие немецкие орудия.
У трактора был предшественник - С-60 (Сталинец-60). Его выпускали в 1933-1937 году. Он был скопирован с американского трактора Caterpillar Sixty. Потом по программе дизелизации трактор был модернизирован, ему было суждено стать первым советским серийным дизельным трактором и первым серийным дизельным трактором в мире. Если информация про "первый" - не пустая болтовня, то успехи поразительные. В 1933 техника еще копируется, а в 1938 году дизельный трактор уже экспортируется!
Надо отдать должное НКВД, профессор Николай Романович Брилинг (1876 -1961) в возрасте 57 лет был помещен в "шарашку", где занимался исключительно разработками двигателей на благо страны, не отвлекаясь на пустяки. Надо упомянуть, что дизель назвали «Коджу» - от партийной клички Сталина (Коба Джугашвили, если кто не помнит). Да, вот еще. Профессора арестовали раза три или четыре. И судимость с него сняли только в 1989 году.
Сам Брилинг тоже хорош - в 1906 году он занимается революционной деятельностью против царя. А уже в 1923 году его арестовывают за контрреволюционную деятельность.
Утопающая в мокрой земле полуторка ГАЗ-АА. Она отреставрирована. Не бог весть как, но краска свежая. Надолго ли хватит, если держать ее на открытой площадке. А на закрытую у музея денег нет. Я так понимаю, что большая часть экспозиции держится на энтузиазме. Формально все это принадлежит Островскому краеведческому музею, а поддерживается методом "народной стройки".
И еще одна командно-штабная машина.
Это грубая реставрация ГАЗ-67 (1943-1953) - советского военного полноприводного фаэтона. Он представлял собой модернизацию модели ГАЗ-64. Создан известным советским конструктором В. А. Грачёва (1903-1978) на базе агрегатов ГАЗ-М1. Это не очень известный инженер, но я его знаю, т.к. о нем часто писали в популярном автожурнале. Он разработал много известных автомобилей и бронетранспортеров.
Любопытный факт - На очередной планерке КБ Грачев закрасил красным последнюю неделю декабря 1978 года и после паузы пояснил: "Дальше будете работать без меня". 24 декабря 1978 года он скончался в своей квартире на ул. Автозаводской.
Вот так запросто лежат боеприпасы. Что это, авиабомба или мина?
Что там творилось на 10 день войны, сложно сказать. По всей видимости, оборона была героической, но слабой. Немцы были вооружены лучше, у них были танки. А РККА отбивала атаки стрелковым оружием. Огневые точки выглядят монументально, но они считаются пулеметными. Местность вполне проходимая для танков.
В небе летали немецкие самолеты и бомбили позиции. О том, что в воздухе были всякие баталии, видно по найденным самолетным винтам. Согнутые винты говорят о том, что моторы при падении работали.
Обратите внимание на автомашину "Победа". Зачем она там? "Мы из будущего"?
Вот такие противотанковые препятствия. Они могут сработать против легкой бронетехники, но против танка? Сомневаюсь. Бревна были трехметровые, зарывались в землю на глубину 1.5 метра. Назывались они "надолбами из бревен". И укладывать их положено в 4-5 рядов. Это же адский труд. Судя по тому, с какой скоростью немцы прошли линию обороны, темп наступления такая оборона не снижает.
Первый из ДОТов. И противопехотная колючая проволока.
Кстати, есть разные точки зрения на экспозицию. Вот одна из них, негативная:
По сообщениям СМИ и на основании увиденного складывается следующая картина. Новый глава Островского района Павел Мищенков стал инициатором создания военно-исторического комплекса на базе сооружений Островского укрепрайона. За пару месяцев силами Островского краеведческого музея, организаций и предприятий района в одном из опорных пунктов Островского укрепрайона у д.Холматка, были проведены обширные работы. А именно: строительство и ремонт грунтовой дороги, откачка воды из двух долговременных сооружений, с помощью металлоискателей и без всякой фиксации проведены раскопки на обширной территории и внутри сооружений, прорыты траншеи, сооружена сцена и площадки для парковки, поставлены информационные щиты и пр. Особенно грустно то, что в одном из сооружений были обнаружены останки пяти немецких солдат, которые были вместе с илом извлечены из него в беспорядке и без надлежащей фиксации. Соответственно большинство информации утрачено и уже никогда не удастся объективно восстановить обстоятельства гибели немецких солдат.
По всей видимости, проект возник стихийно, на момент начала строительства отсутствовала какая-либо проектная и экспозиционная документация. Все работы по строительству комплекса осуществлялись в тихую, без освещения в СМИ, без участия специалистов в области музеефикации и создания подобных комплексов под открытым небом, если не считать сотрудников Островского краеведческого музея. Что и привело к закономерным результатам.
22 июля 2009 года в присутствии губернатора Псковской области и в связи с Днем города Острова состоялось торжественное открытие. Были приглашены ветераны, для них накрыт стол, выступили с приветственными словами руководители района и области, солдаты одной из воинских частей г.Острова в современной форме изобразили бой с немцами у одного из сооружений укрепрайона.
Неприятный осадок, особенно после визита к белорусским коллегам, оставил буклет комплекса, на котором была изображена эмблема одноименного историко-культурного комплекса в республике Беларусь. Да и вообще, если говорить откровенно, кроме построенной дороги мало что удалось создателям комплекса. Чего стоят информационные щиты расставленные на территории комплекса с подробнейшей информацией о сооружениях постройки начала 30-х годов, но отнюдь не о тех сооружениях, постройки 1938-39 годов, рядом с которыми щиты расположены. Обитые горбылем откосы безразмерных траншей так же вызывают недоумение. Ведь если, как подчеркивается в СМИ, проект делали энтузиасты своего дела, то как они могли допустить такую топорную работу? Если принимали участие гастарбайтеры, то тогда куда смотрели поисковики из музея Островского района которые как никто другой должны знать, как устроены советские и немецкие траншеи. А если и не знают, то могли посмотреть в соответствующих наставлениях 30-х годов. Продолжать в том же духе можно довольно долго и этого явно не стоило бы делать, если бы к нашей критике в публичном пространстве не прислушивались.
Подводя итог можно констатировать что внезапно реализующийся проект на территории Островского района представляет собой явно непродуманное волюнтаристское решение не учитывающее ни местной специфики, ни особенностей музеефикации фортсооружений, ни опыта создания подобных комплексов.
При всех плюсах выбранной площадки этот проект попадает в очень сложную ситуацию: сделать что-то хуже наших соседей белорусов нельзя. Сделать лучше не получится ввиду отсутствия знания, технологий и их носителей. Ну и с финансами еще вопрос неясный, районного бюджета явно не хватит.
Так что, формирующийся поток фортификационных туристов из Санкт-Петербурга будет просто напросто проскакивать островскую площадку на пути к белорусскому фортификационному эльдорадо. Никто не будет платить за «запорожец» собранный местными умельцами по цене «мерседеса». А посреди бескрайних полей и лесов псковщины появится еще один памятник нашему головотяпству.
Прямо по центру организовано захоронение. Похоронено более 300 человек. Решение с кладбищем - спорное. Еще и часовня поставлена.
Наводим зум на лесок в полукилометре от площадки, там видны амбразуры еще одного дота. Интересно, пулеметный ДОТ может остановить вражеские танки? В сети лежит информация, что участок этот немцы проскочили вообще без боя.
Чуть позднее нахожу приказ военного времени - в нем говорится ровно о том же. ДОТы сделаны под пулеметный огонь, а это преступная халатность. Из-за этого войска не смогли оказать сопротивление и задержать врага...
Смотровое сооружение и "еж".
Еще два ДОТа в отдалении. На карте обозначенные ДОТы я не нашел, хотя было бы интересно посмотреть зону из обстрела. Насколько было эффективно строить все это?
Некая имитация пограничного столба.
Вот документы той эпохи: из журнала боевых действий 51 артиллерийского корпусного полка: 30 июля прибыли в город Остров - на границу Латвии (год назад прибалтийская буржуазная республика была аннексирована СССР)
30.06 24.00. Получен приказ о занятии своей материальной частью дотов. (Линия Сталина)
1.7. 2.00. Осмотр дотов. Установлено что ни один из них для артиллерии данного калибра не пригоден.
Кроме того установлено, что ни один из 20 дотов не закончен ни только маскировкой, но даже и строительством. Внутреннее оборудование не начато. Все помещения залиты водой. Места расположения выбраны как будто бы специально для того, чтоб невозможно было использовать огневую
мощь дотов. Амбразуры прорезаны как попало и не допускают огневой связи между дотами.
Вывод : Данный УР вовсе не является укрепленным районом и ни в коей мере не способен оказать сопротивления вражеским частям.
1.7. 6.00. Принято решение развернуть опорный пункт в обычных условиях- вне дотов.
Около ближнего ДОТа вырыты новые траншеи. Сейчас все залито водой и завалено снегом. Летом, вероятно, картина будет яснее.
В некоторый документах Островский УР называется Ново-Псковским УР. Упоминается, что строительство не было завершено.
Траншея ведет в землянку.
А вот и сам ДОТ. Он был залит водой.
Теперь мы переходим к линейке артиллерийских орудий. Даже мне ясно, что некоторые (если не все) орудия имеют весьма отдаленную связь с летом 1941 года.На одном орудии стоит дата - 1946 год.
Еще артиллерия. Да, кстати, в Белоруссии в 2005 году тоже создан историко-культурный комплекс с использованием ДОТов Минского укрепрайона. Назвали «Линия Сталина».
ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ ЩЕРБИНЫ О «ЛИНИИ СТАЛИНА»
Виктор Коллонтай:
«Я часта смеюсь над этим, что перед нами, объектом. «Линия Сталина»! Я тебе клянусь Богом, никто оттуда ни разу не выстрелил. Где они были, кто их знает. Что они делали? Ничего тут не было. Говорю тебе честно и откровенно. Это смех. Отсюда ничего не было. После мы ходили, разбирали, что хотели. Никто на эти доты не обращал внимания. В 39-м году войска ушли. И все. Ничего не было. Никаких сопротивлений. Это все туфта. Я туда и ходить не хочу. Ну зачем людям муру на уши вешать. От Путников и туда эта линия ни разу не выстрелила. Никто тут никого не брал и не оборонял».
Сергей Альхимович:
«Выходим на дорогу, стоят танки. Я до мамы: «Что это такое?» Она: «Сынок, немцы». Дядька мне говорит: «Сергей, беги в Путники. Там дот стоит. Скажи солдатам, что немцы в Щербинах. Я побежал. Дот, колючкой обтянутый. Сидит часовой возле дота. Спит. Я его штурханул. «Что такое?» - «Чего ты спишь? Немцы в Щербинах». Он в этот дот забежал. Человек шесть их там было. Выходят с дота и как телята один за другим поперли вниз. А мне же семь лет, уже соображал. Дай, думаю, зайду в дот, патронов наберу. Захожу в дот - ни хрена. Ни одного патрона. Никаких боев тут не было. Ни одного выстрела».
Такая вот печальная картина вырисовывается.
Всякое-разное снаряжение и снаряды.
Еще пушка.
И еще одна.
Это похоже на ротный миномет, но не вижу нижней опорной плиты. Возможно, ее и не было, я не специалист. Рядом установлены какие-то мины.
Как уже говорил, системы в экспозиции нет. Еще один экспонат "мы из будущего". 1976 год.
Всякие-разные заряды. То ли в земле нарыли, то ли военные подарили.
В траншеях полно снега, под ногами вода. Конечно, в июне-июле тут было горячее. Неподалеку есть памятник трем летчикам, которые направили подбитый самолет в скопление врагов.
На обход всего поля сил нет, да и ноги мокрые. Возвращаюсь к исходным позициям. Около ангара свалены находки поисковиков. Обрезиненные элементы катков. Немецкие. Резина высокого качества, сколько лет прошло, не разложилась.
Советская каска лежит на траке.
Элемент смотровой оптики танка. Под ним какие-то шестерни, кольца, дуги.
Передняя колесная пара танка. Немного похожа на те, что были у танков серии БТ. В принципе, они все похожи, тем более, что отечественное танкостроение много заимствовало (и это нормально) у английских образцов.
Это какая-то бомба, а элемент с двумя "глазами" - это взрыватель. Даже я знаю.
Наследство войны с артефактами современной российской помойки.
И еще опорные чашки, пружины и траки.
Немцы в фильмах носят эти тубусы. Я не знаю их назначения. Полевые карты хранить? Тяжеловато для карт. Вот Гитлер точно знал, но уже не расскажет.
Это бронебойные наконечники?
Натюрморт. Комплекты торсионов транспортных средств, железная кровать, немецко-фашистская каска. И, главное, классическая стальная канистра. У меня такая есть, она точнейшая копия этого оригинала. Удивительное дело, но она никак не изменилась за 80 лет.
Когда еду в ЕС, всегда на нее смотрят - я заранее говорю, там только 10 литров топлива. На границе с Латвией количество топлива просят записать в декларацию. В других странах деклараций нет уже лет 5. Надо бы в Норвегию купить пластиковую 20 л. канистру, да 600 рублей жалко.
Вспоминается, что такую канистру, выкрашенную в белый цвет, я видел в окне жилого дома в городе Миккеле. А еще одну, в Копенгагене - в витрине магазина. Культовая вещь.
Остатка какого-то мотоцикла. Судя по надписи в логотипе - СССР, советского производства. А вот какой год...
Еще раз смотрим на полковой флаг, реющий на ветру. Надо поменять ботинки на сухие, выпить чаю из нового термоса, и двинуться в сторону Петербурга. Что я и сделал. В паркинге был только в 23 часа вечера, т.к. в пути засыпал и останавливался.
Как следствие этой войны, из всей большой семьи по мужской линии остались прямыми потомками фамилии только два моих сына.