...А для тех, кому понравилось: по ссылке можно скачать вокальные номера на слова столбцов «Бессмертие», «Меркнут знаки Зодиака» и «Отдых» в исполнении В. Огнева (в формате mp3). Via kototuj (2)!
Название первого из столбцов перекликается с стихами 119-120 венчающего сборник «Народного дома» («они в Баварии рассказывают / свои веселия шальные»), образуя смысловое и образное кольцо.
Известна работа «Красная Бавария» (бумага, тушь, акварель, графитный карандаш, 1924) ученика П. Н. Филонова Юрия Борисовича Хржановского (1905 - 1987). См.: Вострецова Л. Новая яркость и ясность // Наше наследие. 2006. № 78. С. 124-131. Т. В. Казарина предлагает убедительное сопоставление с ранним стихотворением А. И. Введенского «В ресторанах злых и сонных…» из подборки, посланной в январе 1921 г. А. Блоку (Казарина Т. В. Поэтика «Столбцов» Николая Заболоцкого: вступление авангарда в эпоху самокритики // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2004. № 3 [33]. Самара. С. 114-132).
Возможные источники замысла - эссе Андрея Белого «Письмо из Мюнхена» (1906) или его отражение в пьесе В. В. Хлебникова «Чертик» (1909; опубл. 1914), где «стакан пива принимает размеры вселенной». Через отражение в ленинградских реалиях, в поэтике стихотворения воплощена и отмеченная Белым стихия гейневской «карикатуры»: «Везде разлит легко уловимый оттенок комизма и шаржа <…> Все это великолепно понял Heine, один из основателей мюнхенского “Simplicissimus”’а, остроумнейшего художественно-сатирического журнала. Heine только отражает и даже без шаржа Мюнхен» (Золотое руно. 1906. № 11-12. С. 115).
Мюнхенской «пивной мистерии» Белый противопоставляет «беспочвенность» русских символистов теургического склада, что также созвучно некоторым позднейшим высказываниям Заболоцкого (И. М. Синельников вспоминал: “Помню, мы говорили, что если символисты бесплодно мечтали о создании мифов, то “Торжество Земледелия” приближает осуществление этой идеи” [Воз 1984. С. 106]): «Теперь у нас много говорят о мистерии, о соборном творчестве, о мистическом анархизме и тому подобных важных материях; и почти всегда слова остаются словами, не переходя в дела, кроме одного случая, когда почтенные писатели, обратясь к деланию, водили хоровод у кого-то на частной квартире. Так много непреодолимых трудностей встречают попытки осуществить мистерию и - ах! - как это жаль! Но баварец преодолел все эти трудности и мистерию осуществил искони, как бы в пику писателям, водившим так неудачно хоровод. В. Иванов может теперь успокоиться: искони здесь свершается мистерия вокруг пивной кружки» (Белый А. Указ. соч. С. 116).
Известна работа «Красная Бавария» (бумага, тушь, акварель, графитный карандаш, 1924) ученика П. Н. Филонова Юрия Борисовича Хржановского (1905 - 1987). См.: Вострецова Л. Новая яркость и ясность // Наше наследие. 2006. № 78. С. 124-131. Т. В. Казарина предлагает убедительное сопоставление с ранним стихотворением А. И. Введенского «В ресторанах злых и сонных…» из подборки, посланной в январе 1921 г. А. Блоку (Казарина Т. В. Поэтика «Столбцов» Николая Заболоцкого: вступление авангарда в эпоху самокритики // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2004. № 3 [33]. Самара. С. 114-132).
Возможные источники замысла - эссе Андрея Белого «Письмо из Мюнхена» (1906) или его отражение в пьесе В. В. Хлебникова «Чертик» (1909; опубл. 1914), где «стакан пива принимает размеры вселенной». Через отражение в ленинградских реалиях, в поэтике стихотворения воплощена и отмеченная Белым стихия гейневской «карикатуры»: «Везде разлит легко уловимый оттенок комизма и шаржа <…> Все это великолепно понял Heine, один из основателей мюнхенского “Simplicissimus”’а, остроумнейшего художественно-сатирического журнала. Heine только отражает и даже без шаржа Мюнхен» (Золотое руно. 1906. № 11-12. С. 115).
Мюнхенской «пивной мистерии» Белый противопоставляет «беспочвенность» русских символистов теургического склада, что также созвучно некоторым позднейшим высказываниям Заболоцкого (И. М. Синельников вспоминал: “Помню, мы говорили, что если символисты бесплодно мечтали о создании мифов, то “Торжество Земледелия” приближает осуществление этой идеи” [Воз 1984. С. 106]): «Теперь у нас много говорят о мистерии, о соборном творчестве, о мистическом анархизме и тому подобных важных материях; и почти всегда слова остаются словами, не переходя в дела, кроме одного случая, когда почтенные писатели, обратясь к деланию, водили хоровод у кого-то на частной квартире. Так много непреодолимых трудностей встречают попытки осуществить мистерию и - ах! - как это жаль! Но баварец преодолел все эти трудности и мистерию осуществил искони, как бы в пику писателям, водившим так неудачно хоровод. В. Иванов может теперь успокоиться: искони здесь свершается мистерия вокруг пивной кружки» (Белый А. Указ. соч. С. 116).
Reply
Leave a comment