Быдлологические заметки-2. Феномен демагога-кляузника как ударной силы быдла

Oct 13, 2010 12:24


Продолжим разбирать вечный конфликт "быдло vs небыдло" на примерах из литературы и кинематографа.
Сегодня наш выбор пал на замечательный рассказ "Срезал" замечательного писателя Василия Шукшина.
Сюжет вкратце таков: в некую деревню приезжает чета "городских", и не просто "городских", а интеллигентов - кандидатов наук, приезжают они навестить-проведать мать мужской половины четы - Константина Ивановича Журавлёва. (С ними приехала и их дочь-школьница, но в конфликте она участия не принимала.) Это небыдло.
В качестве быдла выступают собственно "мужики" и - особняком - некто Глеб Капустин, "деревенский краснобай, начитанный и ехидный". Особняком - потому что к "мужикам", быдлу Глеб себя сам наверняка не относит, наверняка считая себя выше их - заметим, не без некоторых на то оснований. Он начитаннее, умнее, хитрее и напористее "мужиков". Что не мешает ему быть именно быдлом. Но это та часть быдла, которая, очевидно, в душе презирает быдло и хотело бы быть небыдлом - но для бытия небыдлом у него недостаёт чего-то существенного. И поэтому эта часть быдла - с одной стороны, люто ненавидит небыдло, стать которым оно хотело бы, но не может; с другой стороны, презирает быдломассу, считая себя выше её. И именно благодаря этому внутреннему конфликту, этому душевному надлому Капустин становится ударной силой быдла в конфликте с небыдлом. 
Собственно конфликт имеет место между Журавлёвым и Капустиным, основная часть быдла принимает в нём участие лишь в качестве зрителей (симпатии которых, конечно, на стороне Капустина).
"Как-то так получилось,что из деревни Новой, хоть она  небольшая, много вышло знатных людей: 
один полковник, два летчика, врач, корреспондент... И вот теперь Журавлев - кандидат. И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу набивался вечером народ - слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался, - тогда-то Глеб Капустин приходил и срезАл знатного гостя. Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного."
Сам процесс "срезания" происходит так: Капустин, задавая сперва "знатным гостям" довольно безобидные вопросы, получает на них ответы, придирается к словам, к которым считает нужным придраться, - и начинает нести неимоверную ахинею, вставляя в неё разные иностранные или просто непонятные "мужикам" слова и выражения, - что для "мужиков" выглядит как проявление большого ума и прочих достоинств. "Знатные гости", шокированные этим низвергнувшимся на них потоком словесного поноса, сперва улыбаются и думают, что это такая шутка, и реагируют соответственно, а когда понимают, что это не шутка, пытаются негодовать, но втуне - ибо уже поздно, и в глазах "мужиков" они, "знатные", уже побеждены и, к вящей радости "мужиков", морально втоптаны в говно (извергать которое Капустин такой мастер).
"Срезанный" кандидат лишь успевает дать Капустину точное лаконичное определение: "- Типичный демагог-кляузник, - сказал кандидат, обращаясь к жене.  - Весь набор фраз, все приёмы и ухватки..."
(С типичным примером "творчества"  демагога-кляузника можно ознакомиться, например, вот по этой ссылке.)

быдлологические заметки

Previous post Next post
Up