К истории Испании и России начала двадцатого века

Dec 01, 2009 02:23

Наследник престола Испании на российской службе (и не только)

Дон Хайме де Бурбон, герцог Мадридский (1870-1931), король Испанский Хайме Третий 1909-31 (по версии карлистов) - в результате Карлистских войн был вынужден покинуть Испанию, окончил австрийскую военную академию и в 1896 прибыл в Россию. Поступил поручиком в Лубенский драгунский полк, в 1898 переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Добровольцем участвовал в походе в Китай 1900 г. (за коий награжден орденами св. Анны 4-й ст. и св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом) и в русско-японской войне 1904-1905. В 1909 г. умер Карлос Седьмой, истинный король Испании (по версии карлистов), и дон Хайме стал карлистским претендентом на испанскую корону, по случаю чего и вышел в отставку с российской службы в чине полковника и с правом ношения мундира.




(На портрете изображен в мундире лейб-гвардии Гродненского гусарского полка с орденами Золотого Руна, св. Станислава 2-й ст. с мечами, св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, медалями «За поход в Китай» и «В память русско-японской войны 1904-1905» и прусским орденом Короны. В левом верхнем углу портрета - королевский герб.)

После выхода в отставку проживал в одном из своих замков недалеко от Вены, активно интересовался политикой. В создавшейся политической ситуации заявил о себе как о стороннике Антанты и противнике Германии (вообще германофобия, нужно сказать, была отличительной чертой многих испанцев, стремившихся тогда к национальному возрождению своей страны: Испания, наряду с Португалией, Румынией и Италией в то время действительно многими европейцами третировалась как задворки Европы, "нецивилизованная страна"* - и вот в начале двадцатого века началась определённая реакция со стороны традиционалистски настроенных испанских деятелей, а поскольку европейская цивилизация того времени во многом ассоциировалась именно с "сумрачным германским гением", развитием германской техники, успехами германской философии и науки и т.п. - то германофобия была присуща многим видным представителям испанского традиционализма). За что с началом Великой войны был интернирован австрийцами и в качестве "меры пресечения" подвергся домашнему аресту в собственном замке. Откуда продолжал рассылать с оказией антигерманские воззвания к своим верноподданным-карлистам. Что в конце концов привело к расколу карлистского движения, ибо не все вожаки карлистов так не любили Германию, как дон Хайме. Его противником выступил Хуан Баскес де Мейа Фанхул (1861-1928), на тот момент главный теоретик карлистского движения, блестящий интеллектуал и оратор, депутат испанского парламента - кортесов с 1893 по 1916 годы, обличитель подрывной деятельности масонов и германофил. Когда в 1918 году появился манифест дона Хайме, где он в очередной раз высказывал свои непримиримые антигерманские взгляды, терпение де Мейа Фанхула лопнуло и он заявил, что основывает политическую партию Partido Catolico Tradicionalista (Католическую Традиционалистскую партию), которая будет придерживаться прогерманских взглядов. Его оппоненты, поддержавшие манифест дона Хайме, тут же объявили о создании Partido Catolica Nacional (Католической национальной партии). Раскол движения был ликвидирован в 1931 году: в декабре 1930 года в результате переворота, произошедшего после муниципальных выборов в Испании, монархия пала, король Альфонсо Тринадцатый (некарлистский) удалился в изгнание (не отрекаясь от престола). Была провозглашена республика. В 1931 году по некоторым регионам Испании прокатилась волна беспорядков, инициированных ультралевыми, имели место поджоги и погромы церквей и монастырей, убийства священников и монашествующих. В такой ситуации карлисты приняли решение забыть о своих спорах по поводу внешнеполитической ориентации Испании и сплотиться. В результате в 1931 году было основано Comunion Tradicionalista, Традиционалистское сообщество, в которое влились обе карлистские партии. Они оказали трудно переоценимое содействие Национальному движению в 1936 году и наряду с Испанской фалангой в ходе франкистской унификации 1937 года влились в Falange Espanola Tradicionalistа y de las Juntas de la Offensiva Nacional-Sindicalista (Испанскую фалангу традиционалистов и союзов национал-синдикалистского прорыва), FET y de las JONS, дав этому движению часть имени и сущности. Но это уже другая история.
____________________________________
*) Что после окончания Великой войны и событий, ему сопутствовавших, заявило о себе в некоторых представителях идеологии Испанского возрождения как тяга к молодой фашистской Италии и молодой Советской России одновременно. В их умах зрела мечта о неком русско-латинском (Испания+Португалия+Италия+Румыния) союзе, своеобразном союзе обездоленных, который бы противостоял современному миру наживы и апостасии. Одним из пламеннейших теоретиков такого возможного союза был Эрнесто Хименес Кабайеро (Ernesto Gimenez Caballero), один из ярчайших людей своего времени, "испанский д'Аннунцио" (как его называли одни), "первый испанский фашист" (как его звали другие), славивший в двадцатых годах одновременно Ленина и Муссолини; один из "святой троицы" сюрреализма - приятель и соратник Сальвадора Дали и Бунюэля; авангардный поэт и эссеист, публицист и политический деятель; один из основателей Испанской Фаланги; впоследствии автор декрета об Унификации и образовании FET y de las JONS, придворный остряк при Франсиско Франко и мистификатор, и прочая, и прочая...

сюрфашизм бесконечный испанский

Previous post Next post
Up