Мар Саба

Mar 13, 2010 00:54




В прошлую субботы наконец исполнилась моя давняя мечта, побывать в Мар Сабе. А заодно и в крепости Гиркания.
Толпа желающих собралась человек в 50. Было очень интересно. Оттопали по пустыне около 30 км с 10 утра до восьми вечера. Думал реально отброшу коньки.

Лавра Саввы Освященного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. Мар Саба) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви...

Я не хочу изобретать велосипед, вся инфа о монастыре есть в википедии.

Так что просто выложу фотки. Фотографировать внутри монастыря запрещается, поэтому фотографии внутренних помещений нарыл на просторах интернета.

Отдельное спасибо Кучеру, ака nehag_sus  за то, что привел, а главное за то, что вывел нас из пустыни, причем не за 40 лет.
А так же отцу Афанасию, который показал и рассказал нам про внутреннее убранство монастыря. Заодно, прошу у него прощения, за то, что заморочили ему голову. Уж очень было страшно, что не пустят.

Отчет nehag_sus





Почти сразу встретили Назгула





















Бедуинское житье бытье











Кому челюсть на имплантанты?


































nehag_sus рассказывает, как все было на самом деле :)































Оборонные сооружения:













На вопрос сурового стража "Кто на ликеро-водочный?" Есть тут проавославные ортодоксы?
Тридцать израильтян хором гаркнули: Я!
Водивший нас по монастырю отец Афанасий был в легком отпаде и долго пытался выяснить кто же мы и откуда. Но народ молчал как Зоя Космедимьянская или напускал туману.










Переправа, переправа...
В реке Кедрон давно уже вместо воды течет канализация всех окрестных арабских деревень.
Местные бедуины принимали в процессе активное участие. Потом, правда, попытались снять с нас денег за якобы утопленный в процессе спастельных работ телефон.
Пришлось всех убить и съесть.










Фотки взятые с интеренета:













Мощи, а точнее мумия Саввы.




Еще одна любопытная деталь. В одной из церквей хранятся черепа 120 монахов убитых в 614 году (персами?)
На некоторых черепах не три шва как обычно бывает у людей, а четрые, образующие на черепе крест.
Монахи считаю это великим чудом. Нашел только такую фотку черепов:







Вся толпа:









Крепость Гиркания, или Гирканион.
Гирканион (Гиркания, или hуркания (ивр.) - сия хасмонейско-иродианская крепость находится в Иудейской пустыне (отметка 1842.1252) на вершине утеса, простирающегося над западной стороной Гирканской долины (высота 248 м над у.м.). Дорога к крепости пролегала с запада над седловиной, сужающейся близ каменоломен. Тут же возведен мост с водоводом. Арабское название - эль-Мирд (от сирийско-арамейского слова «марда» - «крепость»). В византийский период отстроенный тут монастырь также назывался Кастельон (castellum на латыни - укрепленное место, крепость). Впервые идентификация Мирд-Кастельона с Гирканионом была предложена в 1880 году Джефом Ван Кастерном и принята всеми последующими исследователями. Первое упоминание о Гирканионе - у Иосифа Флавия, как об одной из трех крепостей, что удерживала в своих руках Александра Саломея (Шломцион ха-малка, жена Яная). Возможно, что крепость была возведена во времена Александра Яная или даже во времена его отца Иоханана Гиркана, по чьему имени и названа.
Габиний (наместник Сирии) разрушил ее в 57 г. до н.э. Ирод овладел крепостью в 31 г. до н.э., отстроил заново и превратил в тюрьму для своих врагов. Многие из них тут же и погребены, например, собственный же сын Ирода Антипатр. После смерти Ирода упоминаний о Гирканионе - нет…
В византийский период на развалинах крепости поселяются монахи, а в 492 году н.э. преподобный Савва Освященный устраивает тут монастырь из разряда киновий (общежитие), как и в его лавре, что в русле Кидрона (Мар-Саба), о чем упоминается в документах VIII века. Здесь, на территории монастыря, были найдены папирусы VII-X вв., а это значит, что монастырь продолжал существовать и после персидского нашествия 614 года, и после арабской оккупации 638 года. Покинут монастырь был только в XIV веке. В 1923 году тут снова начали подвизаться монахи-отшельники из Мар-Сабы. Они расчистили развалины большой церкви и построили капеллу в древней погребальной пещере, но в 1939 году, по соображениям безопасности, вынуждены были покинуть это место. Постройки их были разрушены бедуинами…
Полномасштабные раскопки на Гирканионе до сих пор не проводились. Впервые крепость была обследована под эгидой PEF (Фонда Исследования Палестины) в 1873 году. В 1877 году Конрад Шик составил карту крепости и окрестностей. С 1913 по 1927 год крепость была исследована А.Е.Мадером в ходе пяти экспедиций (опубликованы данные о различных находках и христианских фресках на стене в погребальной пещере).
Летом 1952 года бедуины нашли папирусы с письменами. По следам этой находки весной 1953 года сюда прибыла бельгийская экспедиция от Лубенского университета во главе с Р. Де-Ланге. Были найдены тексты на папирусе и пергаменте, написанные на палестинском диалекте сирийского, а также на греческом и арабском языках. В 1960 г. экспедиция Райта провела обмеры развалин, а также изучила отдельные захоронения на восточном склоне и башню на насыпи, огибающей крепость. Этот вал исследован в 1973 году З.Машалем из института археологии Тель-авивского университета. Система водоснабжения
изучена в 1971 году И.Фельдманом при поддержке Общества охраны природы.
В рамках исследовательского проекта «Карта Мар-Сабы», проведенного Обществом археологических исследований в Израиле, И.Патрик заново обмерил и описАл систему водоснабжения зданий на вершине горы.
Отсюда







Сказ Кучера, о том, как Савва злых духов изводил:

"Великий Савва в пятьдесят четвертый год своей жизни, во второе лето по освящении созданной Богом церкви и по пришествии в Лавру епископа Иоанна, в двадцать первый день месяца января, в пятнадцатый индиктион, пришел на холм Кастеллийский, лежащий от лавры к северо-восточной стороне в расстоянии около двадцати стадий. Сей холм был страшен и неприступен по причине множества скрывавшихся в нем злых духов. Посему ни один пастух, находившийся в пустыне, не смел приблизиться к сему месту. Но священный старец Савва, избравши прибежищем своим Всевышнего (Псал. 90, 9) и окропивши сие место елеем всечестного креста, оставался на нем в продолжение дней Четыредесятницы. Его непрестанным божественным славословием сие место очистилось от духов. Впрочем, на сем холме он много перенес оскорблений от них. Сперва он, как человек, устрашился и хотел уйти с сего места, но явившийся некогда великому Антонию явился и ему, и советовал надеяться на силу креста. Таким образом, получивши смелость, он верою и терпением победил дерзость бесов; ибо постоянно пребывал в молитве и посте. В конце Четыредесятницы, когда Савва не спал и молился Богу об очищении сего места от гнездящихся в нем нечистых духов, вдруг бесы начали производить стук, и показывать привидения, то пресмыкающихся животных, то воронов, и сими представлениями хотели устрашить его; но не могши сего сделать, потому что он постоянно пребывал в молитве, вышли оттуда, и человеческим голосом с криком произносили сии слова: "Какие от тебя насилия, Савва! Ты не доволен долом, который населил, но пришел и на наше место. Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться". Произнося сие и сему подобное, они, как множество воронов с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с сего холма. В ту ночь в пустыне, лежащей около сего холма, ночевали пастухи, которые стерегли свое стадо. Они, видя с шумом летящих воронов и слыша крик их, очень устрашились и говорили между собою: видно, какие-нибудь святые мужи находятся в Кастеллии. Они прогнали оттуда бесов. Пойдем, к сему холму и узнаем, что значить сие явление, и ежели там находятся святые мужи, то поклонимся им. По наступлении утра они взошли на Кастеллийский холм, и нашедши там одного святого старца, рассказали ему то, что в прошедшую ночь они видели и слышали. Святой Савва сказал им: "Подите, дети, в мире и страха их не бойтесь" (1 Петр. 3, 14). Таким образом, ободривши их, отпустил в мире. По прошествии же дней поста, он возвратился в Лавру, и совершивши праздник Пасхи, взял с собою некоторых из отцов, пошел в Кастеллий, и начал очищать сие место, и строить кельи из найденного там леса, Когда они очищали, то под деревами нашли великий дом со сводом, который сделан был из удивительных камней, и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши сей дом, Савва сделал из него церковь. С того времени он вознамерился на сем месте устроить киновию. Это и исполнилось. Когда Савва с братьями работал в сем Кастеллии, и около месяца августа уже ничего не имел съестных припасов: то авва Маркиан, настоятель киновии около святого Вифлеема, посредством откровения узнал о стесненном положении божественного старца. Ибо авва Маркиан ночью видел некоторый ангельский образ, который сиял и сказал ему: "Вот ты, Маркиан, сидишь спокойно, и имеешь все нужное для телесной пищи, раб же божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братьями. Он алчет и не имеет ничего нужного для пищи. И так без отлагательства пошли к ним пищи, дабы они не ослабели". Авва Маркиан тотчас встал, приказал приготовить рабочий скот, и, положив на него различных припасов, послал их с братьями в Кастеллий. Божественный старец, принявши сих братьев с посланными припасами, мысленно благодарил Бога словами Давида и Даниила за посещение Божье, и усерднее начал заниматься построением киновии. Авва же Маркиан, поживши четыре месяца после упомянутого откровения, перешел в нестареющуюся и беспечальную жизнь. Великий отец наш Савва удостоверившись, что Бог помогает ему в его деле, с великим старанием и усердием окончил строение киновии, и, собравши в ней довольно многочисленное общество, настоятелем его поставил некоего Павла, давно известного отшельническою жизнью, а помощником его - ученика своего Феодора. По смерти Павла правление киновиею принял Феодор. Он принял в Лавру своего брата Сергия и дядю Павла, которые родом были мелитинцы. Они после благоразумного управления Кастеллием в разные времена, они были епископами в Амафунте и Аиле. И вот все, что должно было сказать о Кастеллии."
Скрадено в ЖЖ у nehag_sus :
http://nehag-sus.livejournal.com/88053.html






















Остатки резервуаров для сбора дождевой воды у подножья горы. Оттуда воду поднимали в цистерны в самой крепости.







Широка страна моя родная, Мар Саба, Иудея

Previous post Next post
Up