Jul 13, 2013 22:57
Пожалуй, из всех сказок братьев Грим эта - самая страшная.
Ну, действительно, с чего начинаются все сказки: жила была красавица и было ей счастье, пришло горе, и счастье ушло. Плакала красавица, но рук не опускала, за счастье свое боролась, и увидел Господь ее страдания, и воздал ей за терпение, бескорыстие и доброту. Короче говоря, весь смысл сказки сводится к тому, что зная разницу между добром и злом, человек (красавица) стремится к добру, к счастью, к справедливости.
Но вот что станет делать человек, если изначально не познал добра - большой вопрос. Ощущения "хорошо" и "плохо" на врожденном уровне не заходят дальше ощущений боли или неудобства. А нравственность можно приобрести только с жизненным опытом, в контакте с другими людьми.
В истории Рапунцель много неясных моментов, и от того она кажется еще мрачнее. Тьфу на мультик: бред полосатого кролика!
Первый минус в жизни Рапунцель - киднепинг. Она не знала ни отца, ни матери, она попала в руки ведьмы еще в младенчестве, в качестве уплаты штрафа за сворованный рапунцель. И в знак того, что родители ее были воры, ведьма, как в издевку, дает ей такое имя, чтобы никогда не забывать, и никогда не простить. Так Рапунцель оказывается у ведьмы. А что такое ведьма - ничего хорошего, если судить по характеру данного персонажа в других сказках. Это у нас, русских, бабка Ега бывает и так, и сяк, а у немцев ведьма=зло, так что не известно, как росла Рапунцель, и свидетелем каких лютых обрядов стала в процессе взросления. Об этом - ни слова. По достижении 12 лет Рапунцель препровождается своей опекуншей в башню без дверей высотой в 40 локтей, смотрит целыми днями в окно, да чешет свои бесконечные волосы. Таким образом, получается человечек, котороый ничего в этой жизни не знает, на все смотрит через крохотное отверстие в темной стене, и понятия не имеет о том, что такое жизнь. В результате первый же попавшийся ей мужик лишает ее невинности, а она, вероятно, даже не понимает, что происходит, и идет на это познание то ли от скуки, то ли от похоти, то ли просто потому, что не знает, что имеет право сказать "нет". А может ее взяли силой, и она с этим смирилась, как смирялась со всем до этого?
Дальше - круче. Не имея других тем для разговора в своей скучной и однообразной жизни, Рапунцель очень скоро проговаривается о новом знакомом. Ведьма, возможно старая дева, приходит в бешенство от того, что дитя столь долго и столь тщательно оберегаемое ею и хранимое ею только для себя одной, вдруг оказывается развращено первым же проходимцем. В результате девочка, которая и в лесу-то одесную башни не была уже года три, оказывается на улице, да при том, подвергнувшись процедуре древнейшего из надругательств: отсечению волос. Каково это: скитаться по лесу, не обладая ни силой, ни знаниями, ни едой, ни инструментами? Каково это: перенести беременность двойней, не зная, что беременна, рожать в одиночестве, выкармливать и выхаживать одной, посреди глухого леса, в котором не круглый год царит лето?
Трудно представить себе человека, котороый не очерствел бы и не озлобился, и не проклял бы всех, кого знал в этой жизни, и не возненавидел бы того, кто стал причиной такого изгнания и таких скорбей. Тем удивительнее конец сказки: когда король, уже не красавец-мужчина, а колека-нищий, слепой страдалец, набредает на сторожку, в которой обосновалась Рапунцель с детьми, не ненависть пробуждает ее слезы, не гнев, не ощущение справедливой кары, настигшей ее любовника, а жалость и сострадание, величайшая любовь к первому и единственному. И эта любовь - и есть величайшее из чудес, удивительнее любого волшебства, магии и мистерии. Именно эта любовь и есть главное чудо всей сказки. И только потому, что любовь ее была столь велика, слезы Рапунцель приобрели целительную силу - силу, способную преодолеть все законы природы, совершить невероятное, исцелить того, кто выколол себе глаза, упав на терновый куст.
В этой сказке - ни слова о Боге, но она, тем не менее, являет собой перефраз Евангелия: если око твое соблазняет тебя - вырви его, ибо лучше для тебя войти в Царство вечное с одним оком, чем без души. Соблазнив и соблазнившись, король слепнет. Его девятилетние скитания - это по сути пост, епетимия, наложенная самой жизнью. И когда раскаяние его достигает пика, и когда даруется ему прощение от того, кто не должен бы ему прощать, открывается другое зрение, духовное, а это и есть настоящая любовь.