Вчера вечером слепляя глаза, то ли сегодня утром разлепляя их, увидела, как давняя подруга юности выложила инфу в фейсбук о том, что Януш Вишневский приезжает в Ереван. Отметилась в ее посте, что хотелось бы поучаствовать во встрече, которая произойдет в центре польской культуры в Армении.
Сегодня после завтрака увидела ее сообщение с номером телефона и адресом центра. Стремглав побежала делать маникюр и отмела все имеющиеся планы после обеда: я же встречусь с Вишневским!
ПРибежала вовремя, найдя только две книги из пяти имеющихся дома, жутко жалела, что отдала "Одиночество в сети" почитать кассирше, и был не вариант выпросить его на несколько часов, и что в Киеве не купила "на фейсбуке с сыном". ну да ладно. Зато две нашла и еще блокнотик!
Он и местный менеджер по встречам задерживались и приехали через полчаса. Внезапно он зашел и все резко встали. Подошел к каждому из нас по очереди со словами "дзень добри, Януш Вишневски...", пожал руку. Ааах!!! Сама себе не верила в этот момент!
Затем основательница центра, древняя и почтенная бабуля, которую Януш удостоил поцелуем руки, еще с минут тридцать держала всех на ногах, рассказывая о своей жизни с довоенных пор и вплоть до основания в Армении. В итоге ей подсказали, что неплохо было бы сесть, Януша усадили на диван, рядом плюхнулись две девушки, которым честно говоря абсолютно было параллельно, что он говорит и кто он такой в принципе- это было и так видно.
Дальше еще минут двадцать темы вертелись вокруг политики и культурных наследий Армении и Польши и их взаимодействия. Политические темы пан Януш сразу сказал, что его не интересуют, ибо он в ней не разбирается. Но это как-то пропустили мимо ушей. Между тем я ухитрилась усесться прямо напротив него и положить на уголок стола две книжки, а рядом со мной сел другой парень с польской книгой "одиночества в сети". Взгляд Януша зацепился за мои книги и глаза радостно блеснули. Он еле успел ввернуть в образовавшейся паузе новость о том, что собирается подписать контракт на перевод двух своих книг на армянский - "Любовницу" и новую, которую пишет сейчас. Я сразу влезла в разговор и завладела им в наглую минут на тридцать! Эйфория! Я говорила с ним и он говорил со мной, смотрел на меня, слушал меня! Аааа!!!!! Я спросила, почему не "Одиночество в сети", он сказал, что в Армении, кажется, его прочли все. Поэтому чтобы не тратится, выбрал эти две книги. Затем я спросила о новой книге, что он пишет? Он рассказал, что его новая книга называется "Гранд" - о Гранд отеле кажется в Польше (а может в Германии - я уже от счастья все поперепутывала), в котором издавно останавливались и останавливаются известнейшие люди, начиная с Гитлера и Монро заканчивая Путином и нетолько - о том, что истории обитателей этих комнат будут переплетаться с историей самого отелй. Ууууххх!!!! Превдкушааааю!!!!!
Он так же рассказал, что в этот отель его пригласили пожить и рассказать о нем и о его истории, узнав, что он будет писать про него книгу. Как интересно!!!
Дальше мы вернулись к разговору об "Одиночестве в сети", я спросила сначала, планирует ли он еще экранизации своих книг, но он ответил, что не планирует сам, ему присылают сценарии и в случае их одобрении, договаривается о продаже авторских прав или что-то такое (общение немного было затруднено сильно польским акцентом, звиняйте... )) ). А потом я в лоб его спросила, нравится ли ему экранизация своего самого главного романа- он честно ответил - нет! И дальше, будто извиняясь, говорил, что ему прискорбно это говорить, что польский фильм с самыми лучшими на тот момент актерами, режиссером, музыкой - не смог передать весь смысл и букет чувств, которые он описал в своей книге. Зато в Петербурге идет пьеса "Одиночество в сети", довольно длинная, три часа каждый акт и по двадцать минут антракта - ему очень нравится, и он очень советовал побывать, если окажусь в северной столице. Пьесу поставили в 2008 то ли 2009 и не ожидали такого резонанса, а она идет три раза в месяц каждый год до сих пор.
Я спросила, почему он поменял окончание "Одиночества", и он сказал, что он его не менял. Что "15 минут спустя" были в рукописи, отданной в издательство, но оно решило издать книгу более трагично и исключило этот конец. Когда же книга получила известность и писатель получил десятки тысяч писем с описанием своих личных историй, порой интимнее некуда - он решил переиздать книгу и издательство согласилось осчастливить читателей добавлением "15 минут спустя", вкупе с эссэ, написанными к письмам своих читателей самого Вишневского.
Еще я передала вопрос одной читательницы, знакомой именно мне - писал ли он "Одиночество... " или что-то еще из ранних книг в соавторстве с женщиной - ведь очень много чувств и эмоций и мыслей описаны с очень женским подходом, на который многие мужчины просто неспособны - он посмеялся, но вопрос ему опять таки понравился - что он писал всего 3- 4 книги в соавторстве с женщинами - Малгожатой Домогалик ("188 дней и ночей" и "Между строк"), Ирадой Вовненко ("Любовь и другие диссонансы"), Дорота Веллман ("Аритмия чувств"). Он хотел бы написать совместно книгу еще с какой либо русской женщиной, потому что русские в большинстве ему очень нравится, в России он очень популярен и страна ему нравится, но пока не найдется такой соавтор - он не решится писать о том, что плохо знает. Все остальное он писал сам и только сам.
Он удивился и очень обрадовался, узнав, что я читаю "на фейсбуке с сыном", сам заметил, что книга весьма тяжелая эмоциональная. Я сожалела, что не купил книгу бумажную, но это не помешало увидеть блеск уважения к себе, от которого вскружилась голова. Когда я рассказала, что в Киеве, где я была недавно, те же книги на русском стоят вдвое дороже, чем на украинском, он очень удивился, и переспросил несколько раз на примере.
Кстати, на странице в фейсбуке - не фанатской, а личной- он сам, никто не замещает его, никакие секретарши и прочие. И он принял запрос дружбы от меня (я не преминула сказать, что уже послала ему запрос).
Еще мой вопрос - насколько он теперь ответственным себя чувствует за то, что пишет, ведь теперь сотни тысяч людей читают его книги и во многом следуют истинам, которые подсказывает он между строк. Он ответил, что больше всего чувствует себя ответственным за то, как представляет свою страну и людей, свою родину Польшу, хоть он и живет 27 лет в Германии. За свои слова и прочее, что пишет в книгах он особо не волнуется. Видимо, это мои личные домыслы, он верит в свою правоту, и это правильно :)
Рассказал, как однажды, подписывая книгу "Одиночество", увидел в очереди мужчину, который, по его собственному заявлению, пришел "дать в морду" за то, что от него ушла жена, из-за его книги. Хоть секьюрити и остановили его, но постфактум они поговорили с этим мужчиной, которому Януш сказал прямо - "ты дурак, твоя жена ушла не из-за моей книги, а из-за тебя, моя книга была лишь последней каплей". Затем выяснилось, что мужчина не разрешил жене читать книгу в постели, и она ушла читать ее на кухню. Дочитав книгу за ночь, она собралась и ушла от него в четыре часа утра.
Дальше он долго говорил и объяснял то, что в Польше женщины знают, что жизнь всего одна, и если они несчастны рядом со своими мужьями и мужчинами, их ничто не удержит, они просто уйдут от них в поисках счастья. И что он это советует всем женщинам. Наши местные, особенно совсем молоденькие девочки (18-24) начали наперебой объяснять с горделивым видом, что в нашей стране разводы не приняты, что счастливо или несчастно, но по традициям и прочим жена остается с мужем до конца, и вообще, и все такое, и прямо такая уверенность и такое лицемерие - ну что им стоило сказать, что в последнее особенно десятилетие послабление в эту сторону, явление гражданских браков и прочее и прочее довольно таки высокий процент, хотя не спорю, традиций придерживается немалое большинство)) Просто в их устах это реально звучало очень лицемерно, а спорить при Януше мне не хотелось. К сожалению, наш прогнивший менталитет остался единственным, чем мы прикрываемся сейчас.
А он все же настаивал на женском счастье и о том, что на него имеем право все мы, независимо от того, насколько мы замужем.
Вообще он был такой простой в общении, такой непринужденный, вежливый и обходительный, что было донельзя приятно! Не так уж и вскружила ему голову слава, как любят говорить про то. Мне он показался скромным, умным и эрудированным, восхищенным феминизмом и Армянской культурой человеком :) Я совершенно, полностью и вновь влюблена! Приятно осознавать, что твой кумир не разочаровал тебя в измерении личных качеств.